ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

1-й день форума

2-й день форума

3-й день форума

4-й день форума

Урбан Арт Маркет

ВЫБОР ПО ТЕМАТИКЕ



День 1 "Ценности" — это день рефлексии. Мы говорим о внутренних процессах, результатах изменений последних трёх лет, о существующих внутренних механизмах культурного менеджмента.

10-12



10-12



10-12



10-12



10-12



10-12



10-12



12-14 Аудитория культурных проектов: поиск или создание

Формат: дискуссия

Задумывая любой культурный проект, мы рассчитываем на конкретную аудиторию с особенными характеристиками, однако, чаще всего надеемся, что придут и многие другие. Как в итоге это срабатывает, существует ли «понятная» целевая аудитория, что делать, если посетителей оказывается слишком много, и могут ли это оказаться не те. В центре дискуссии - понимание «целевой аудитории» как инструмента планирования и создания проектов за рамками заполненных ниш, а также критерия оценки своей работы со стороны культурных инициатив.



Модератор: Александр Змеул (Директор агентства The Changes)

Спикеры:
Екатерина Гиршина (Директор культурных проектов Института медиа архитектуры и дизайна «Стрелка»),
Алексей Шульгин (Куратор Электромузея),
Елена Угрехелидзе (Зам. директора по организации спецпроектов Парка Горького),
Денис Аудендек и Ян Корбес (Основатели REFUNC),
Анна Зябрева (Куратор культурных проектов)

12-14 Изменение культурного спроса. Новые форматы театрального предложения

Формат: дискуссия

За последние 5-6 лет сильно изменилось качество социально-демографических характеристик зрителя. Театр, не став рыночным инструментом, в маркетинговом отношении повел себя точно: новые форматы, новая проблематика - новый зритель. Что происходит с публикой, как она меняется, какой работы с собой требует? Кто аудитория? В каких цифрах мы можем считать успех или неуспех театра - или в каких других дефинициях надо его оценивать? Какие изменения приводят к росту аудитории - социальные или технические? Что тут значит выход институции за свои физические пределы? Реформы - удачные и неудачные кейсы.



Модератор: Михаил Калужский, (драматург, публицист)

Спикеры: 

Елена Ковальская (театральный обозреватель, ЦиМ и «Золотая маска»)
Джон Фридман/John Freedman (театральный обозреватель Moscow Times)
Евгений Худяков (продюсер проекта «Открытая сцена»)
Елена Тупысева (директор театра «Балет Москвы»)
Юрий Муравицкий (режиссер, «Открытое небо», «Золотая маска»)
Павел Руднев (помощник по спецпроектам художественного руководителя МХАТ)

12-14 Особенности управления маленькими и большими учреждениями культуры. Сетевые проекты и масштабируемость технологий

Формат: дискуссия

Ни для кого не секрет, что учреждения культуры могут быть абсолютно разными и разных размеров, они могут занимать от одной комнаты до целого квартала или же быть рассредоточенными по городу, стране или миру. В сессии спикеры постраются выяснить в чем специфика управления каждого из типов организаций, что сетевые структуры могут взять от крупных институций. 



Модератор: Петр Мансилья-Круз (Директор Музея Булгакова)

Спикеры: 
Татьяна Абанкина(профессор, директор центра государственного сектора экономики НИУ ВШЭ)
Дмитрий Беликов (Директор ГБУК г.Москвы «Московское агентство по развитию территорий средствами культуры»)
Леонид Копылов (Зам. директора Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме)
Алиса Прудникова (Директор Екатеринбургского филиала Государственного центра современного искусства) 
Фекла Толстая (зав. отделом развития государственного музея Л.Н. Толстого)
Татьяна Гафар (директор ГБУК г.Москвы "Московский центр музейного развития")
Михаил Брызгалов (директор департамента культурного наследия Министерства Культуры РФ)
Михаил Гнедовский (Директор Института культурной политики)

12-14 Квадратные метры культуры: нормы обеспечения горожан культурной инфраструктурой

Формат: дискуссия

Нормативная практика и сегодняшние реалии. Как должна строиться "культурная инфраструктура" города или района,? Из чего исходить при планировании? Возможно ли альтернативное советскому программирование обеспечения жителей объектами культуры. «Плотность» объектов культуры и культурных событий в центре и на периферии - как ее преодолеть?



Модератор: Елена Зеленцова (Первый заместитель руководителя Департамента культуры г. Москвы)

Спикеры:

Яна Негреева (Заместитель директора по проектам Центра культурных инициатив Новой Москвы)
Екатерина Сачкова (Начальник Управления по работе с территориями Департамент культуры)
Юлия Страшнова (Руководитель НПО-12 "Социальная инфраструктура"НИ и ПИ Генплана Москвы)
Александр Тимохов (Заместитель председателя Москомархитектуры)
Анна Чин-Го-Пин (Директор по развитию RDI)

12-14 История бес/полезности: лексика «пользы» и поэтика примера в европейской культуре XIX-XXI вв.

Август Вильгельм Шлегель (критик, историк литературы, 1767-1845): “Преимущество нарисованного дерева перед настоящим только в том, что на нем не может быть гусениц.”



Спикер: Константин Богданов, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

Участники дискуссии:
Анастасия Митюшина, руководитель образовательного отдела Центра современной культуры «Гараж».
Рул Схунмакерс, представитель художественного проекта CASCOLAND, Амстердам
Дарья Пархоменко, основатель Laboratoria Art &Science Space, Москва 

12-14



12-14 13-15
Доноры как субъекты культурной политики


Формат: дискуссия

Возможность влиять на формирование культурной политики есть у разных игроков — государства, самих культурных учреждений и граждан. Какое место занимают в этом списке меценаты — частные лица, фонды и компании? Есть ли у них возможность участвовать в формировании повестки дня в общей культурной политике или нет? Являются ли современные благотворители источником только средств или инноваций для развития различных сфер культуры? Где они уже преуспели, а где еще нет? Какой международный опыт пригодился бы в этом вопросе? 



Модератор: Наталья Каминарская (Форум Доноров)

Участники дискуссии:
Оксана Орачева (Благотворительный фонд В. Потанина)

Александр Архипов (ЗАО «Дж.Т.И.» по Маркетингу и Продажам»)
Лариса Калачева (Благотворительный фонд "САФМАР")
Елена Коновалова (Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко)

Академическая музыка в России - образование и профессии

Формат: дискуссия

В настоящее время сложилась достаточно сложная ситуация с взаимодействием людей и организаций, работающих в сфере классической музыки. Затруднены коммуникации между профессиональными и образовательными институциями. Многие симфонические оркестры и оперные театры России испытывают острейую нехватку высокопрофессиональных кадров – как музыканто, так и менеджеров. При этом музыкальные вузы России выпускают ежегодно тысячи музыкантов, большинство из которых увы не находит себе применения в российских творческих коллективах. В сфере российского музыкального образования наблюдается серьезный пробел, связанный с отсутствием информации и записей современных исполнителей. В большинстве средних и высших музыкальных образовательных заведений не налажено качественное и систематическое изучение стилей исполнительского искусства.



Модератор: 
Алексей Трифонов (музыкальный продюсер, художественный руководитель Российского Музыкального общества, советник художественного руководителя Пермского театра оперы и балета Т. Курентзиса) 

Спикеры:
Григорий Левонтин (директор Государственного академического симфонического оркестра);
Дмитрий Сибирцев (директор театра «Новая Опера»);
Елена Ревич (заслуженная артистка России, преподаватель Московской государственной консерватории);
Дмитрий Курляндский (музыкальный руководитель Электротеатра Станиславский);
Димитрис Яламас (советник по культуре посольства Греции в России);
Валерий Ворона (ректор Государственного музыкально-педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова);
Владимир Тарнопольский (композитор, руководитель Научно-творческого центрa современной музыки Московской консерватории);
Виктория Коршунова (директор Московского ансамбля современной музыки);
Петр Поспелов (эксперт фестиваля «Золотая Маска», редактор отдела «Культура» газеты «Ведомости»);
Татьяна Гринденко (народная артистка России, художественный руководитель ансамбля «Академия старинной музыки»);
Владимир Мартынов (композитор, лауреат Государственной премии Российской Федерации) 

15-17 Разнообразие: культурное предложение для всех городских аудиторий

Формат: дискуссия

Обращение к энергии национальных сообществ, устоявшихся субкультур и других «групп по интересам» могло бы стать основой для расширения культурного предложения в городе, однако, зачастую, их выходу на широкую сцену мешают различные общественные штампы об излишней специфичности. Можно ли их преодолеть, от чего зависит появление соответствующих проектов на существующих площадках. Как ответить на особые досуговые предпочтения, каков уровень публичности таких проектов, и какие форматы здесь наиболее приемлимы для пробуждения любопытства широкой публики.



Модератор: Виталий Лейбин (Главный редактор журнала "Русский репортер")

Спикеры:

Юрий Артюх (руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы);
Евгений Варшавер (директор Центра исследования миграции и этничности);
Дмитрий Полетаев (директор Центра миграционных исследований);
Игорь Савин (заведующий сектором Центральной Азии, Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, координатор миротворческих программ НКО «Международное ненасилие»);
Ольга Таланова (заместитель директора Центра культуры и искусства «Меридиан»);
Александр Аневский (креативный директор сети открытых пространств "Циферблат");
Анастасия Лазибная (руководитель проекта «Баба- Деда») 

15-17 Как культурные индустрии приходят в городскую культурную инфраструктуру

Формат: дискуссия

Как развитые креативные силы могут монетизироваться в городских учреждениях культуры? Как учреждениям культуры научиться зарабатывать по правилам арт-рынка? Как работает арт-рынок в масштабах разных институций — от галерей до ДК? Какие есть прецеденты? Каковы способы преодоления социальных и институциональных барьеров — и нужно ли их преодолевать? 



Модератор: Елена Пантелеева (руководитель проекта "Культура" ИЦ "Сколково")

Участники дискуссии:

Владимир Дудченко (Сооснователь галереи Рhotographer.ru);
Лариса Гринберг (Директор, со-основатель галереи Photographer.ru);
Елена Крылова (Директор по развитию галереи "Шалтай-Болтай");
Аристарх Чернышев (Художник, сооснователь проекта Electroboutique);
Александр Журавлев (Куратор выставочных залов "Измайлово" и "Богородское");
Елена Крылова (директор по развитию галереи"Шалтай-Болтай"),
Аристарх Чернышев (сооснователь проекта Electrobutique),

Александр Журавлев (куратор выставочных залов "Измайлово" и "Богородское")

15-17 Гранты и конкурсы

Формат: дискуссия

В настоящее время все большее значение в работе учреждений культуры занимают гранты. В рамках сессии будут рассмотрены вопросы грантовой политики Департамента культуры г. Москвы, а также крупных фондов. Среди основных вопросов — определение бюджета грантовых конкурсов, приоритетов их распределения, способы привлечения потенциальных участников, вопросы их обучения, экспертиза проектов, мониторинг и оценка результатов грантовой деятельности. 



Модератор: Татьяна Абанкина (профессор, директор  центра государственного сектора экономики НИУ ВШЭ)

Спикеры: 

Камиля Байдильдина (начальник Управления культурной политики и государственных программ Департамента культуры г. Москвы);
Ирина Юрна (член экспертного совета Фонда Михаила Прохорова и заместитель директора по развитию объединения «Выставочные залы Москвы»);
Елена Ковалевская (консультант НИУ ВШЭ);
Екатерина Иноземцева (куратор музея GARAGE);
Мария Морозова (генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко); 


15-17 Городские резервы: новые культурные форматы и новые пространства культуры в городе

Формат: дискуссия

Общественные пространства города. Инфраструктура и активности. В последнее время культурная активность смещается из закрытых, замкнутых пространств в публичные — парки, городские сады и скверы, набережные, улицы и площади; культурная жизнь на открытых пространствах столь насыщенна, что составляет больше половины афиш на выходные, публикуемых СМИ. 

Какие новые культурные форматы может предложить город? Какие из них наиболее востребованны посетителями парков и общественных пространств? 



Модератор: Сергей Георгиевский (генеральный директор Проектного центра «АрхПолис») 

Спикеры:

Юлия Бычкова (куратор объединения «Выставочные залы Москвы»);
Марина Люльчук (директор ГКУ «Объединенная дирекция «Мосгорпарк»);
Андрей Лапшин (директор парка Сокольники);
Крис Розерфорд/Chris Rutherford (директор в Xyst Limited);
Ольга Попкова (специалист Дирекции массовых мероприятий «ГАУК МДММ»);
Андрей Паршиков (арт-директор парка искусств «Музеон») 

 

15-17 Контексты и границы пользы. Превращение в искусство и превращения искусства

Виктор Вахштайн (профессор МВШСЭН): “Искусство порождает свои собственные индикаторы реальности. И "пользы" среди них нет.”



Спикер: Виктор Вахштайн, профессор МВШСЭН.

Участники дискуссии:
Лев Харламов, режиссер, Нижний Новгород
Наиля Аллахвердиева, арт-директор PERMM
Бертран Госслен, продюсер, Франция
Дмитрий Галкин, доцент Института искусств и культуры Национального исследовательского Томского государственного университета, старший научный сотрудник НОЦ PAST


15-17 Актуальные вопросы осуществления закупок. Юристы о ФЗ-44

Формат: кргулый стол

Юристы о ФЗ 44

В рамках форума организовано проведение мероприятия по обсуждению актуальных вопросов осуществления закупок учреждениями культуры в форме круглого стола. К обсуждению представлены актуальные вопросы, отражающие особенности централизации закупок и совместные торги, особенности осуществления закупок учреждениями культуры г. Москвы, порядок расчета неустойки по контрактам, особенности одностороннего расторжения контрактов, актуальные вопросы заключения договоров на аренду и с приглашенным артистом, а также иные проблемы правоприменительной практики работниками контрактных служб (контрактными управляющими) учреждений культуры.  Спикерами круглого стола приглашены ведущие практикующие специалисты контрактной системы в сфере закупок г. Москвы. 



Эксперты:

Виталий Кикавец (к. ю. н., доцент кафедры финансового права Российской академии правосудия);
Роман Афонасенков (начальник Управления закупок Департамента культуры г. Москвы);
Ирина Гладилина (д. пед. н., доцент, профессор кафедры управления государственными и муниципальными заказами Московского городского университета управления Правительства Москвы);
Василий Жуков (зам. руководителя Департамента г. Москвы по конкурентной политике);
Ирина Климкина (заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве);
Дмитрий Игнатов (генеральный директор ООО «Центр подрядных торгов в строительстве»);
Светлана Медведева (управляющий партнер ООО «ЦПТС»);
Евгений Красавин (руководитель ИД «МЦФР»);
Евгения Позднякова (практикующий юрист);
Анна Нищук (начальник отдела консалтинга регулируемых закупок Центра делового и профессионального обучения «ЭЛКОД»);
Светлана Сергеева (преподаватель кафедры управления государственными и муниципальными закупками Московского городского университета управления Правительства Москвы) 

17-19 Работа со специфическими запросами: культура как терапия

Формат: дискуссия

Значение практики реабилитации через культуру и искусство, говорим ли мы о людях, оказавшихся в больнице или о тех, кому нужно найти душевное равновесие и просто место спокойствия, казалось бы очевидно. Тем не менее, каждый такой проект имеет свои проблемы. Это поиск волонтеров и финасирования, это недоверие потенциальной аудитории к непривычным методам без статистических доказательств эффективности. Просто недостаточное знание о потенциале культуры как инструмента помощи. Как эта ситуация может меняться и какие у нее векторы развития?



Модератор: Дмитрий Тюттерин (главный редактор журнала "Дошкольное образование", директор по развитию центра культуры "Академический", основатель и директор сети частных детских садов"Семь гномов")

Спикеры:

Татьяна Калашникова (директор Библиотеки им. А. Гайдара);
Константин Седов (руководитель проекта «Больничные клоуны»);
Анна Ше (руководитель студии Арт-терапии САМО);
Марина Мацкевич (старший научный сотрудник Московского центра музейного развития);
Юлия Глазырина (заведующая отделом Пермского краеведческого музея);
Катя Судец (руководитель и основатель проекта UPS / Creative Bureau COoperate);
Андрей Афонин (руководитель театра «Круг II»);
Анна Битова (директор Центра лечебной педагогики) 

17-19



17-19 Культурные центры и творческое предпринимательство: как зарабатывать на культуре

Формат: дискуссия

В последнее время все более актуальным становится вопрос о диверсификации источников дохода для различных культурных институций. Разобраться в том, какие механизмы наиболее удобны в организации данных процессов, что нужно учитывать при решении этих задач, помогут эксперты и предприниматели, имеющие опыт в организации коммерческих партнерств, создании дополнительных, приносящих прибыль, услуг.



Модератор: Алексей Малобродский (директор "ГОГОЛЬ-центр")

Спикер: 

Елена Мельвиль (директор КЦ «ЗИЛ»);
Алина Цховребова (начальник отдела по работе с пешеходными зонами, Мосгорпарк);
Александр Вайнштейн (директор по развитию, площадка «Скороход»);
Шаши Мартынова (создатель сети магазинов «Додо»);
Том Флемминг (ведущий эксперт Tom Fleming Creative Consultancy);
Алексей Капитанов (CEO Общественного пространства «Корабль Брюсов»); 
Алексей Онацько (идеолог, «Корабль Брюсов»);
Екатерина Коробкова (управляющий партнер брендингового агентства Zolotogroup) 

17-19 Место и люди – что нужно сделать, чтобы состоялась событие? Механика процесса

Формат: дискуссия

Культурные события могут формировать уникальную идентичность места. Однако верно и обратное: привлекательное место может помочь творческому сообществу привлечь новую аудиторию и стимулировать творческое самовыражение за счет предоставления площадок для выставок, репетиций, выступлений и т.п. Преимущества такого взаимодействия очевидны, как его оптимизировать? И все ли виды искусства могут жить на открытых площадках — может ли успех уличных театров, открытых кинотеатров, мобильных библиотек, паблик-арта повторить, к примеру, балет или музейная экспозиция?



Модератор: Федор Павлов-Андреевич (художник, директор галереи на Солянке)

Спикеры: 

Наталья Фишман (заместитель директора МИСКП);
Ольга Захарова (директор ЦПКиО им. М. Горького);
Юрий Сапрыкин (консультант по развитию ОАО «ВДНХ»),
Антон Белов (директор Музея современного искусства «Гараж);
Николай Полисский (художник);
Сергей Никитин (руководитель проекта «МосКульПрог»)

17-19 Представление о пользе. Нейронауки о природе искусства.

Альберт Эйнштейн (физик-теоретик 1879-1955):  “If what is seen and experienced is portrayed in the language of logic, then it is science. If it is communicated through forms whose connections are not accessible to conscious mind but are recognized intuitively, then it is art”



Спикер: Константин Анохин, нейробиолог, профессор, член-корреспондент РАН. Руководитель отдела нейронаук НИЦ «Курчатовский институт»

Участники дискуссии:
Дарья Пархоменко, директор галереи Laboratoria Art & Science Space, Москва
Виктор Вахштайн, профессор МВШСЭН
Дмитрий Галкин, доцент Института искусств и культуры Национального исследовательского Томского государственного университета, старший научный сотрудник НОЦ PAST

17-19 Как рассказать историю (Музей Москвы)

Формат: дискуссия

 

Программа встречи:
17:00-17:30 - "Концепция Музея Москвы и конкурс на концепцию постоянной экспозиции" — презентация музея с возможностью задать вопросы;
17:30-18:30 - Круглый стол "Как рассказать историю"

 

КРУГЛЫЙ СТОЛ 

Музей Москвы подходит к новому этапу развития — созданию новой постоянной экспозиции в комплексе Провиантских складов, в котором музей находится с 2011 г. В коллекции музея сегодня более 1 млн объектов, связанных со всеми периодами истории города, в коллективе работают замечательные специалисты, музей развивается и открывает новые направление деятельности. Комплекс, конечно, нуждается в реставрации - она будет проходить поэтапно, корпус за корпусом: в первом отремонтированном здании к 870-летию Москвы планируется открытие новой постоянной экспозиции музея. Чему она должна быть посвящена и на каком языке разговаривать с посетителем? Как можно сделать историю интересной для современного посетителя музея? Что играет решающую роль — тема, увлекательность рассказа, технологии? Это вопросы, над которыми сейчас размышляют в Музее Москвы, и обсудить их он приглашает всех желающих.



19-20



19-20



19-20



19-20



19-20 Перфоманс «ZIL context. Руины будущего» Святослав Пономарев

Формат: перфоманс

Обсуждение состояния, энергии и перспектив огромной индустриальной территории. Обмен мнениями, музыка, мультимедия перформанс.



Спикер: Святослав Пономорев, художник, Москва

19-20 Инструментарий в руках художников. Как художник сегодня преобразует пространства: музейные, городские, научные (МВО «Манеж»)

В течение трех последних лет одним из направлений МВО «Манеж»  является презентация новейших западных и российских проектов и идей в области медиа культуры, обнаружение связей между искусством, наукой, экономикой, теxнологиями.

Открытия сегодня рождаются во взаимодействии и на пересечении художественных экспериментов и институциональных механизмов. Передовыми примерами такого сотрудничества становятся проекты, созданные художниками в процессе коллаборации с лабораториями, музеями, c городом как структурой.  Благодаря интеграции творческого подхода в традиционные структуры, поле коллаборации становится полигоном для эксперимента и преодоления границ.

Участники дискуссии, звезды мировой художественной сцены представят примеры проектов и опыты взаимодействия с лабораториями и музеями. Художник и профессор Мариано Сардон в ходе эксперимента в Лаборатории интегративной нейронауки в Буэнос-Айресе провел научный эксперимент и создал по итогам интерактивную инсталляцию, раскрывающую незримые механизмы движения нашего взгляда. Художники Криста Зоммерер и Лоран Миньонно поделятся опытом работы в качестве исследователей и профессоров в лабораториях Японии. А Марникс де Нийс расскажет об опыте создания проекта совместно с музейными институциями и университетами, по итогам которого появился проект,  анализирующий репрезентацию пространств в интернете. 



Модератор: Ольга Шишко (Куратор, искусствовед, исследователь, заместитель генерального директора МВО «Манеж» по инновациям в современном искусстве)

Спикеры:

Мариано Сардон (профессор, художник, глава программы Электронного искусства Национального университета Трес де Фебреро в Буэнос-Айресе, Аргентина);
Марникс де Нийс (пионер голландского медиаискусства, Нидерланды);
Криста Зоммерер (Австрия) и Лоран Миньонно (Франция) — медиахудожники и исследователи, возглавляют отделение Культуры интерфейса в Университете искусства и дизайна в Линце (Австрия), которое создано для исследования интерактивного искусства, интерактивного медиа и дизайна интерфейсов.
Борис Дебакер (Бельгия) — художник и теоретик, преподает в Школе Искусстве LUCA. В настоящий момент является директором Лаборатории V2. Исследует междисциплинарные трансформации и мутации различных медиа 

19-20



времяГОРОЖАНИНКОНТЕНТМЕНЕДЖЕРГОРОДЛаборатория INSTRUMENTA.АМФИТЕАТРСПЕЦПРОЕКТЫ
10-12
12-14Аудитория культурных проектов: поиск или созданиеИзменение культурного спроса. Новые форматы театрального предложенияОсобенности управления маленькими и большими учреждениями культуры. Сетевые проекты и масштабируемость технологийКвадратные метры культуры: нормы обеспечения горожан культурной инфраструктуройИстория бес/полезности: лексика «пользы» и поэтика примера в европейской культуре XIX-XXI вв. 13-15
Доноры как субъекты культурной политики
14-15ОбедАкадемическая музыка в России - образование и профессии
15-17Разнообразие: культурное предложение для всех городских аудиторийКак культурные индустрии приходят в городскую культурную инфраструктуруГранты и конкурсыГородские резервы: новые культурные форматы и новые пространства культуры в городеКонтексты и границы пользы. Превращение в искусство и превращения искусстваАктуальные вопросы осуществления закупок. Юристы о ФЗ-44
17-19Работа со специфическими запросами: культура как терапияКультурные центры и творческое предпринимательство: как зарабатывать на культуреМесто и люди – что нужно сделать, чтобы состоялась событие? Механика процессаПредставление о пользе. Нейронауки о природе искусства. Как рассказать историю (Музей Москвы)
19-20Перфоманс «ZIL context. Руины будущего» Святослав ПономаревИнструментарий в руках художников. Как художник сегодня преобразует пространства: музейные, городские, научные (МВО «Манеж»)