Сергей Собянин:

Задача властей – обеспечить качество, разнообразие и доступность культурных ценностей и сервисов. Столичные учреждения культуры предоставляют новые и интересные возможности для личного развития и творческой самореализации граждан.

Сергей Капков:

«Культура меняет нас» – это не просто слоган рекламной кампании Года культуры в Москве, это убеждение, проверенное годами. Синонимами слова «культура» всегда были слова «образованность», «просвещение», «разум».

Елена Гонсалес:

Городская культура и культура города - понятия, неразрывно связанные. Физическое измерение города - дома, улицы, площади и набережные сохраняют его историю и создают ту атмосферу, в которой разворачиваются сложные отношения его обитателей. Но справедливо и обратное утверждение - горожане меняют новым содержанием городские пространства.

Елизавета Фокина:

Культура участвует во всех сферах жизни города и формирует пространство жизни каждого человека. И мы призываем жителей города делать культуру вместе с нами.

Петр Мансилья-Круз:

Общее пространство для неконфликтного и продуктивного разговора о культуре очень нужно.

Борис Куприянов:

Образ города формируют не дома, а его атмосфера, городская жизнь, которую мы называем культурой. Мы все воспринимаем культуру как возможность роста – духовного, образовательного, творческого. Библиотеки, музеи, театры и другие учреждения культуры помогают нам реализовать эти потребности.

Елена Зеленцова:

Международный форум «Культура. Взгляд в будущее» – это возможность посмотреть на главные направления в сфере городской культуры, собранные на одной площадке.

Анна Немзер:

Город как территория для возделывания, как зона применения новых культурных практик, освоения новых культурных кодов; и чем больше город - тем сложнее и интереснее эксперимент. За течением этого эксперимента горожанин наблюдает всю жизнь.

Леонид Агрон:

Сейчас сфера культуры привлекает все больше внимания и занимает все больше места в жизни горожан. Наблюдать за этим процессом, изучать его и оценивать - крайне важно. Для посетителей Форум дает прекрасную возможность увидеть сразу в одном месте все, что произошло за последние несколько лет в области московской культуры.

Марина Люльчук:

Городская культура – это не что-то незыблемое и неизменное. Напротив, это то, что находится в постоянном движении, и в наших руках влиять на эти изменения. Музеи, библиотеки, парки должны формировать и воспитывать культуру отдыха как у детей, так и у взрослых.

Мария Привалова:

Культура - это система возможностей. Важно, чтобы каждый горожанин мог найти культурное предложение для себя, чтобы во всех частях города находились живые очаги культуры, учитывались интересы всех социальных групп, развивалась работа с местными сообществами.

Мария Фадеева:

Сегодня культура – это «спасательный круг» города: именно она сохраняет его целостность, дает жителю возможность реализовать себя в качестве горожанина. Будучи агентом быстрых изменений, этот «софт», способный наполнить жизнью даже самые странные и непонятные места, подпитывает надежды в ожидании физических трансформаций города, всегда затратных и неторопливых.

Андрей Лапшин:

Москва – лидер изменений во всех аспектах, в том числе в культурной жизни. Театры, музеи, выставки, фестивали – вся городская среда стремительно меняется, идя в ногу с лучшими мировыми тенденциями. В сфере культуры стало больше творческой молодежи, нестандартных взглядов и подходов, власти города открыты для нового и готовы к экспериментам.

Елена Тупысева:

Невербальный театр находится в постоянном развитии и поиске и является катализатором инновационных процессов в театральной сфере. Без современного танца, цирка, перформанса уже трудно представить культурный ландшафт современного мегаполиса.

Елена Мельвиль:

Если понимать культуру максимально широко – как деятельность, создающую смыслы и ценности, как взаимоотношения между людьми, возникающими в процессе этой деятельности, – то культура становится основой модернизационных общественных процессов и ключевым элементом современной экономики города.

Виктор Рыжаков:

Культура в нашем городе вышла за пределы государственных учреждений, и участвует в изменении городской среды. Уличные фестивали, спектакли, выставки, концерты классической музыки в парках и скверах – все это чрезвычайно важно. В культуру вовлекаются горожане, обделенные ею в силу самых разных жизненных обстоятельств – имущественных, образовательных и т.д.

Кирилл Серебренников:

Сейчас очень важно рассмотреть театр как градообразующее предприятие и показать, каково его значение, в том числе для экономики. Изменения, происходящие в последние годы в сфере театра, хорошо прослеживаются на примере «Гоголь-центра», который за пару сезонов превратился в совершенно новую самостоятельную культурную единицу.

Александр Архангельский:

Московский культурный форум станет пограничным событием: он, с одной стороны, будет рассматривать проблемы функционирования именно локальной городской культуры, с другой стороны, будет действовать как минимум в масштабах страны, а скорее всего, в масштабах Европы.





Татьяна Гафар:

Культура пронизывает всю нашу жизнь, даже если мы в суете дел не отдаем себе в этом отчета. Все, что создано человеком, а не природой, есть факт культуры. Но чаще всего человек относится к культуре как к неким учреждениям, посещение которых требует особого настроя и серьезной подготовки.

Михаил Хохлов :

Вопросы образования и культуры являются основополагающими на сегодняшний день. Без понимания того, что культура – это составляющая часть образования, продвинуться вперед нашей стране будет чрезвычайно трудно. Нам нужно предпринимать кардинальные меры, чтобы вся система образования повернулась лицом к культуре.

Георгий Никич:

Культура участия – будущее культуры. Участие – одно из оснований жизни и развития культуры. Культура участия обеспечивает преемственность и обновление традиции, создает условия включения людей в творческую работу, способствует повышению уровня комфорта и разнообразия общественных и жилых пространств, формирует смыслы и образы идентичности в масштабах страны и региона, сообщества и семьи.



«Урок в музее»: когда музей становится не только местом для экскурсий



Второй день работы Московского форума культуры в зале «Спецпроекты» начался с дискуссии «Творческий урок в музее» как реализация права на образование. Новый формат, перспективы и условия осуществления». В дискуссии приняли участие кандидат педагогических наук, куратор проекта «Урок в музее» Марина Мацкевич, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Елена Медведева, зав. экскурсионным отделом Дома Н. В. Гоголя Ольга Зазулина, старший научный сотрудник музея-усадьбы «Кусково» Светлана Ерастова, начальник отдела дополнительного образования Департамента образования г. Москвы Ольга Глазкова, ведущий методист Государственного методического центра Департамента образования г. Москвы Лилия Комиссарова, куратор образовательных программ Государственного музея архитектуры имени Щусева Александра Степина, автор учебного пособия «Я поведу тебя в музей» и других научных работ по музейной педагогике Марина Юхневич, руководитель образовательного проекта «Умная школа» Марк Сартан.

Новые государственные образовательные стандарты рекомендуют учителю существенное расширение образовательного пространства: 30% учебного времени он должен проводить с учащимися вне класса. Департаменты культуры и образования г. Москвы в рамках реализации приоритетного направления Года культуры в РФ 2014 «Детство» запускают новый проект «Урок в музее», который создаст реальные перспективы для равноправного партнерства музеев и школы в рамках единой образовательной задачи.

Проект стартовал полгода назад. Изначально было подано 120 заявок, но в процессе их рассмотрения многие отсеялись. В итоге для пилотного запуска было выбрано 17 проектов от 12 музеев. Их реализация и позволила выявить ряд проблем «Урока в музее».

По словам куратора этого проекта Марины Мацкевич, многие музейные сотрудники оказались слишком привязаны в традициям экскурсионной деятельности и отказывались понимать, что обычная экскурсия не может быть настоящим уроком.

«Музейные сотрудники предполагали, что всё, что они предлагают школьникам, и есть урок. Знаете, у Довлатова есть байка, когда у заключенного болело все, пришел фельдшер, дал ему таблетку и спросил: "Что у тебя болит?". Тот ответил: "Живот и голова", тогда фельдшер разломил таблетку и сказал: "Вот тебе половина от головы, вот – от живота и смотри не перепутай". Так вот "Урок в музее" - это совсем другая таблетка, она должна выводить школьника за рамки программы, вовлечь его в музейное пространство, повысить кругозор, причем за счет новых форм», - подчеркнула Мацкевич.

О противостоянии музейных работников и педагогов говорил и Марк Сартан: «Я слышу скрытые, а иногда и явные позиции среди музейщиков: учитель, приведи к нам детей и отойди в сторону. И это чисто музейная специфика». При этом сидящие в зале представители музейного сообщества были крайне недовольны его словами и с обидой отметили, что, в принципе, готовы к творческому партнерству со школьными педагогами.

Марина Юхневич напомнила собравшимся об историческом опыте: уроки в музеях появились в 1930-х годах, а затем постепенно «сошли на нет». И одной из главных причин упадка, по ее мнению, является односторонняя ориентация на экскурсионную работу. «Проект "Урок в музее" должен наладить контакты между учителем и музейным педагогом», - подчеркнула Юхневич.

У самих музейных работников другие сложности с «Уроком в музее». Их смущает новый закон об образовании, согласно которому для любой образовательной деятельности нужна лицензия. Правда, Ольга Глазкова успокоила специалистов: проводить уроки будет возможно, если образовательная деятельность просто прописана в уставе музея. А по сложившейся практике такая функция есть у всех отечественных учреждений культуры. Другой вопрос, волнующий музейных работников, – система поощрений. Для учителей-лидеров, ищущих новые формы образовательного процесса, такая система есть, а вот для музейных педагогов, которые проявляют инициативу, никаких финансовых поощрений не существует. А денежный аспект для творческого подхода все-таки остается довольно важным. Даже если дело касается образования наших детей.