Сергей Собянин:

Задача властей – обеспечить качество, разнообразие и доступность культурных ценностей и сервисов. Столичные учреждения культуры предоставляют новые и интересные возможности для личного развития и творческой самореализации граждан.

Сергей Капков:

«Культура меняет нас» – это не просто слоган рекламной кампании Года культуры в Москве, это убеждение, проверенное годами. Синонимами слова «культура» всегда были слова «образованность», «просвещение», «разум».

Елена Гонсалес:

Городская культура и культура города - понятия, неразрывно связанные. Физическое измерение города - дома, улицы, площади и набережные сохраняют его историю и создают ту атмосферу, в которой разворачиваются сложные отношения его обитателей. Но справедливо и обратное утверждение - горожане меняют новым содержанием городские пространства.

Елизавета Фокина:

Культура участвует во всех сферах жизни города и формирует пространство жизни каждого человека. И мы призываем жителей города делать культуру вместе с нами.

Петр Мансилья-Круз:

Общее пространство для неконфликтного и продуктивного разговора о культуре очень нужно.

Борис Куприянов:

Образ города формируют не дома, а его атмосфера, городская жизнь, которую мы называем культурой. Мы все воспринимаем культуру как возможность роста – духовного, образовательного, творческого. Библиотеки, музеи, театры и другие учреждения культуры помогают нам реализовать эти потребности.

Елена Зеленцова:

Международный форум «Культура. Взгляд в будущее» – это возможность посмотреть на главные направления в сфере городской культуры, собранные на одной площадке.

Анна Немзер:

Город как территория для возделывания, как зона применения новых культурных практик, освоения новых культурных кодов; и чем больше город - тем сложнее и интереснее эксперимент. За течением этого эксперимента горожанин наблюдает всю жизнь.

Леонид Агрон:

Сейчас сфера культуры привлекает все больше внимания и занимает все больше места в жизни горожан. Наблюдать за этим процессом, изучать его и оценивать - крайне важно. Для посетителей Форум дает прекрасную возможность увидеть сразу в одном месте все, что произошло за последние несколько лет в области московской культуры.

Марина Люльчук:

Городская культура – это не что-то незыблемое и неизменное. Напротив, это то, что находится в постоянном движении, и в наших руках влиять на эти изменения. Музеи, библиотеки, парки должны формировать и воспитывать культуру отдыха как у детей, так и у взрослых.

Мария Привалова:

Культура - это система возможностей. Важно, чтобы каждый горожанин мог найти культурное предложение для себя, чтобы во всех частях города находились живые очаги культуры, учитывались интересы всех социальных групп, развивалась работа с местными сообществами.

Мария Фадеева:

Сегодня культура – это «спасательный круг» города: именно она сохраняет его целостность, дает жителю возможность реализовать себя в качестве горожанина. Будучи агентом быстрых изменений, этот «софт», способный наполнить жизнью даже самые странные и непонятные места, подпитывает надежды в ожидании физических трансформаций города, всегда затратных и неторопливых.

Андрей Лапшин:

Москва – лидер изменений во всех аспектах, в том числе в культурной жизни. Театры, музеи, выставки, фестивали – вся городская среда стремительно меняется, идя в ногу с лучшими мировыми тенденциями. В сфере культуры стало больше творческой молодежи, нестандартных взглядов и подходов, власти города открыты для нового и готовы к экспериментам.

Елена Тупысева:

Невербальный театр находится в постоянном развитии и поиске и является катализатором инновационных процессов в театральной сфере. Без современного танца, цирка, перформанса уже трудно представить культурный ландшафт современного мегаполиса.

Елена Мельвиль:

Если понимать культуру максимально широко – как деятельность, создающую смыслы и ценности, как взаимоотношения между людьми, возникающими в процессе этой деятельности, – то культура становится основой модернизационных общественных процессов и ключевым элементом современной экономики города.

Виктор Рыжаков:

Культура в нашем городе вышла за пределы государственных учреждений, и участвует в изменении городской среды. Уличные фестивали, спектакли, выставки, концерты классической музыки в парках и скверах – все это чрезвычайно важно. В культуру вовлекаются горожане, обделенные ею в силу самых разных жизненных обстоятельств – имущественных, образовательных и т.д.

Кирилл Серебренников:

Сейчас очень важно рассмотреть театр как градообразующее предприятие и показать, каково его значение, в том числе для экономики. Изменения, происходящие в последние годы в сфере театра, хорошо прослеживаются на примере «Гоголь-центра», который за пару сезонов превратился в совершенно новую самостоятельную культурную единицу.

Александр Архангельский:

Московский культурный форум станет пограничным событием: он, с одной стороны, будет рассматривать проблемы функционирования именно локальной городской культуры, с другой стороны, будет действовать как минимум в масштабах страны, а скорее всего, в масштабах Европы.





Татьяна Гафар:

Культура пронизывает всю нашу жизнь, даже если мы в суете дел не отдаем себе в этом отчета. Все, что создано человеком, а не природой, есть факт культуры. Но чаще всего человек относится к культуре как к неким учреждениям, посещение которых требует особого настроя и серьезной подготовки.

Михаил Хохлов :

Вопросы образования и культуры являются основополагающими на сегодняшний день. Без понимания того, что культура – это составляющая часть образования, продвинуться вперед нашей стране будет чрезвычайно трудно. Нам нужно предпринимать кардинальные меры, чтобы вся система образования повернулась лицом к культуре.

Георгий Никич:

Культура участия – будущее культуры. Участие – одно из оснований жизни и развития культуры. Культура участия обеспечивает преемственность и обновление традиции, создает условия включения людей в творческую работу, способствует повышению уровня комфорта и разнообразия общественных и жилых пространств, формирует смыслы и образы идентичности в масштабах страны и региона, сообщества и семьи.



Созидать вместе: чему Москва может научить мир



Главной темой дискуссии «Москва и мир: проекты взаимодействия в культуре», которая прошла в рамках Московского форума культуры в Большом зале «Манежа», стало международное культурное сотрудничество. В разговоре об этом с одной стороны простом, но в то же время невероятно важном направлении культурной деятельности приняли участие специальный представитель Президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Зельфира Трегулова, заместитель руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей г. Москвы Илья Кузьмин, член консультативного Совета Объединения музеев Амстердама и член президиума Голландской ассоциации культурного маркетинга и коммуникаций Бьерн Стенверс и заместитель президента Русско-китайского фонда развития культуры и образования Цуй Шань. Модератором дискуссии стала Елена Зеленцова, первый заместитель руководителя Департамента культуры Москвы.

Илья Кузьмин, представитель так называемого «московского МИДа», рассказал о том, как за последние несколько лет его Департамент перешел от формата зарубежных бизнес-встреч, на которых культура была представлена только в виде дополнительной и развлекательной части, к формату семинаров. На них встречаются и обмениваются опытом руководители московских, российских и иностранных музеев, галерей, театров. Такая интеграция, по мнению Кузьмина, дает эффект: «Посмотрев, как культура развивается в других странах, российские представители стали предлагать свои идеи».

С тем, что главная цель обмена опытом – научиться работать вместе и вместе созидать, согласилась и Зельфира Трегулова. «Достигнут такой уровень общения с миром, когда мы выступаем полноправными партнерами. В 90-е и нулевые было сделано много, чтобы лучшие проекты были представлены за рубежом, происходил обмен специалистами, что позволяет сейчас работать вместе». В качестве реальных примеров проектов, осуществление которых стало возможным благодаря подобному сотрудничеству, директор «РОСИЗО» привела прошедшую в «Манеже» выставку «Интермузей», а также экспозицию «Взгляни в глаза войне» в «Новом Манеже». Как оказалось, непосредственное участие в организации обоих мероприятий принимали иностранные специалисты музейного дела, а также руководство нескольких музеев – в том числе амстердамского «Стеделика».

«Я люблю Москву, - сразу же заявил голландский участник встречи Бьерн Стенверс. - Я бы сказал, что Москва – это самый активный город в Европе. Скорость Москвы невероятна, это очень космополитичный город». По словам Стенверса, Амстердаму есть, чему поучиться у российской столицы: «Например, уважению к своим писателям и культурному наследию. Вы действительно работаете чуть ли не семь дней в неделю, у вас очень хорошая образовательная система. У вас все хорошо – продолжайте в том же направлении и многого добьетесь».

Оптимизм по отношению к культурной ситуации в России и в Москве разделила и представительница русско-китайского фонда Цуй Шань. Ее, к примеру, впечатлил преобразованный для Форума зал «Манежа» и поделенное на секторы пространство – это, по ее словам, уже само по себе искусство. А вот в плане культурной политики, Китай ориентируется на западную модель: «В последние пять лет появились культурно-творческая индустрия, понятие культуры расширяется, китайское правительство разработало план поддержки национальной культуры». Цуй Шань напомнила также, что этот и следующий годы посвящены молодежному обмену Китая и России, а потому в обеих странах проходит много совместных мероприятий. Более того, Русско-китайский фонд развития культуры и образования строит на острове Хайнань русский культурный парк.

Ближе к концу дискуссии к разговору присоединился Михаил Швыдкой, который свое опоздание объяснил встречей с испанскими коллегами. В апреле 2015 года, как рассказал Швыдкой, начнется Перекрестный год испанского и русского языков и литературы на испанском и русском языках.

«Сейчас, когда я составляю программу, я знаю, что в ней будут представлены не только Большой театр и Третьяковская галерея – за последние годы в Москве сформировалась внятная молодежная субкультура», - заявил Швыдкой. По его словам, важно соотношение всемирно известных символов России и молодых креативных проектов. 

Что касается опыта Москвы, то столица, по мнению Швыдкого, задает тон для регионов. «Москва – модель для регионов, а через регионы многое поступает за рубеж. Москва сама по себе представляет русскую культуру за пределами страны и помогает регионам сформировать собственное позиционирование. Но при этом Москва озабочена в первую очередь не своим образом в глазах мирового сообщества, а тем, чтобы сделать жизнь насыщенной - и это автоматически становится интересно миру». 

Свое выступление и дискуссию в целом Михаил Швыдкой завершил своего рода призывом и инструкцией для деятелей культуры и горожан: «Нельзя все время позиционировать себя только, как страну Толстого, Чехова и балета Петипа – есть современное, то, что служит развитию города и страны. Мы становимся интересны миру, когда интересны сами себе!».