Сергей Собянин:

Задача властей – обеспечить качество, разнообразие и доступность культурных ценностей и сервисов. Столичные учреждения культуры предоставляют новые и интересные возможности для личного развития и творческой самореализации граждан.

Сергей Капков:

«Культура меняет нас» – это не просто слоган рекламной кампании Года культуры в Москве, это убеждение, проверенное годами. Синонимами слова «культура» всегда были слова «образованность», «просвещение», «разум».

Елена Гонсалес:

Городская культура и культура города - понятия, неразрывно связанные. Физическое измерение города - дома, улицы, площади и набережные сохраняют его историю и создают ту атмосферу, в которой разворачиваются сложные отношения его обитателей. Но справедливо и обратное утверждение - горожане меняют новым содержанием городские пространства.

Елизавета Фокина:

Культура участвует во всех сферах жизни города и формирует пространство жизни каждого человека. И мы призываем жителей города делать культуру вместе с нами.

Петр Мансилья-Круз:

Общее пространство для неконфликтного и продуктивного разговора о культуре очень нужно.

Борис Куприянов:

Образ города формируют не дома, а его атмосфера, городская жизнь, которую мы называем культурой. Мы все воспринимаем культуру как возможность роста – духовного, образовательного, творческого. Библиотеки, музеи, театры и другие учреждения культуры помогают нам реализовать эти потребности.

Елена Зеленцова:

Международный форум «Культура. Взгляд в будущее» – это возможность посмотреть на главные направления в сфере городской культуры, собранные на одной площадке.

Анна Немзер:

Город как территория для возделывания, как зона применения новых культурных практик, освоения новых культурных кодов; и чем больше город - тем сложнее и интереснее эксперимент. За течением этого эксперимента горожанин наблюдает всю жизнь.

Леонид Агрон:

Сейчас сфера культуры привлекает все больше внимания и занимает все больше места в жизни горожан. Наблюдать за этим процессом, изучать его и оценивать - крайне важно. Для посетителей Форум дает прекрасную возможность увидеть сразу в одном месте все, что произошло за последние несколько лет в области московской культуры.

Марина Люльчук:

Городская культура – это не что-то незыблемое и неизменное. Напротив, это то, что находится в постоянном движении, и в наших руках влиять на эти изменения. Музеи, библиотеки, парки должны формировать и воспитывать культуру отдыха как у детей, так и у взрослых.

Мария Привалова:

Культура - это система возможностей. Важно, чтобы каждый горожанин мог найти культурное предложение для себя, чтобы во всех частях города находились живые очаги культуры, учитывались интересы всех социальных групп, развивалась работа с местными сообществами.

Мария Фадеева:

Сегодня культура – это «спасательный круг» города: именно она сохраняет его целостность, дает жителю возможность реализовать себя в качестве горожанина. Будучи агентом быстрых изменений, этот «софт», способный наполнить жизнью даже самые странные и непонятные места, подпитывает надежды в ожидании физических трансформаций города, всегда затратных и неторопливых.

Андрей Лапшин:

Москва – лидер изменений во всех аспектах, в том числе в культурной жизни. Театры, музеи, выставки, фестивали – вся городская среда стремительно меняется, идя в ногу с лучшими мировыми тенденциями. В сфере культуры стало больше творческой молодежи, нестандартных взглядов и подходов, власти города открыты для нового и готовы к экспериментам.

Елена Тупысева:

Невербальный театр находится в постоянном развитии и поиске и является катализатором инновационных процессов в театральной сфере. Без современного танца, цирка, перформанса уже трудно представить культурный ландшафт современного мегаполиса.

Елена Мельвиль:

Если понимать культуру максимально широко – как деятельность, создающую смыслы и ценности, как взаимоотношения между людьми, возникающими в процессе этой деятельности, – то культура становится основой модернизационных общественных процессов и ключевым элементом современной экономики города.

Виктор Рыжаков:

Культура в нашем городе вышла за пределы государственных учреждений, и участвует в изменении городской среды. Уличные фестивали, спектакли, выставки, концерты классической музыки в парках и скверах – все это чрезвычайно важно. В культуру вовлекаются горожане, обделенные ею в силу самых разных жизненных обстоятельств – имущественных, образовательных и т.д.

Кирилл Серебренников:

Сейчас очень важно рассмотреть театр как градообразующее предприятие и показать, каково его значение, в том числе для экономики. Изменения, происходящие в последние годы в сфере театра, хорошо прослеживаются на примере «Гоголь-центра», который за пару сезонов превратился в совершенно новую самостоятельную культурную единицу.

Александр Архангельский:

Московский культурный форум станет пограничным событием: он, с одной стороны, будет рассматривать проблемы функционирования именно локальной городской культуры, с другой стороны, будет действовать как минимум в масштабах страны, а скорее всего, в масштабах Европы.





Татьяна Гафар:

Культура пронизывает всю нашу жизнь, даже если мы в суете дел не отдаем себе в этом отчета. Все, что создано человеком, а не природой, есть факт культуры. Но чаще всего человек относится к культуре как к неким учреждениям, посещение которых требует особого настроя и серьезной подготовки.

Михаил Хохлов :

Вопросы образования и культуры являются основополагающими на сегодняшний день. Без понимания того, что культура – это составляющая часть образования, продвинуться вперед нашей стране будет чрезвычайно трудно. Нам нужно предпринимать кардинальные меры, чтобы вся система образования повернулась лицом к культуре.

Георгий Никич:

Культура участия – будущее культуры. Участие – одно из оснований жизни и развития культуры. Культура участия обеспечивает преемственность и обновление традиции, создает условия включения людей в творческую работу, способствует повышению уровня комфорта и разнообразия общественных и жилых пространств, формирует смыслы и образы идентичности в масштабах страны и региона, сообщества и семьи.



«Презумпция виновности»: почему государство не доверяет меценатам



Участники круглого стола «Коллекционеры и меценаты» в Большом зале обсудили роль предпринимателей в культурной политике, необходимость принятия закона о меценатстве и в этой связи проблему доверия государства к инвесторам.

Ведущим беседы стал главный редактор журнала Forbes Эльмар Муртазаев, а в качестве спикеров выступили Сергей Капков, российский предприниматель Максим Ноготков, владелец The Art Newspaper Russia Инна Баженова, совладелец холдинга «Промсвязькапитал», создатель Института русского реалистического искусства Алексей Ананьев и директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

«Закон о меценатах и меценатстве», уже прошедший первое чтение в Госдуме, предполагает в первую очередь особые налоговые льготы для меценатов, чья деятельность будет приравнена к особому виду благотворительности. Все это нацелено на поддержку культуры и стимуляцию предпринимателей к инвестициям.

По мнению Сергея Капкова, налоговые льготы являются своего рода благодарностью государства. «Государство должно быть заинтересовано в культурных и здоровых гражданах, должно замечать людей, которые делают благое дело», - заявил руководитель Департамента культуры Москвы.

«На Западе действуют существенные льготы для коллекционеров, которые отдают коллекции, собранные или унаследованные, в пользу государства. А у нас каждая копейка облагается налогом», - отметила Инна Баженова, сравнивая западную культурную политику в сфере меценатства с существующей российской. По ее словам, именно введение льгот будет способствовать притоку инвестиций в культуру, так как станет весомым аргументом для участия бизнеса.

С этой точкой зрения (по крайней мере, в том смысле, что только льготы смогут привлечь капитал) не согласилась Марина Лошак, которая привела в качестве примера опыт лондонской галереи Tate Modern, недавно перенятый ГМИИ им. Пушкина. И там, и там существует так называемый «Клуб друзей музея» - у Tate их несколько тысяч, у ГМИИ пока несколько сотен. «Многие люди помогают своим родным городам, историческим родинам, ничего не требуя взамен. Просто потому, что любят это место и хотят, чтобы оно развивалось. Это сверхмотивация», - привела еще один пример Лошак.

Остальные участники дискуссии после этой реплики сошлись во мнении, что важность личной инициативы трудно переоценить, однако без принятого закона это вряд ли будет работать. «Даже те, кто готов предоставить свое помещение бесплатно для культурного учреждения, вынужден общаться с налоговыми органами. Ситуация доводится до абсурда», - заявил Алексей Ананьев.

Еще одним важным аспектом, связанным с меценатством и соответствующим законом, является существующая «презумпция виновности», как назвал ее Эльмар Муртазаев. Это означает, что государственные органы с заведомым подозрением относятся к любому акту благотворительности или безвозмездного поступка.

«Никто не верит в искренность предпринимателей, - согласился Сергей Капков. - Закон как раз определит типологию этих людей – меценатов. Государство видит пропаганду в культуре - пропаганду гомосексуализма, педофилии, чего угодно, но не видит людей, которые помогают культуре».

У Эльмара Муртазаева в ответ на это возник еще один логичный вопрос: «Во многих сферах льготы являются способом уйти от налогов – так почему же в культуре должно быть иначе?»

«Это не причина, чтобы вообще ничего не делать. Просто необходимо проверять организации внимательно, чтобы избежать злоупотребления льготами», - парировала Баженова.

В качестве заключения ведущий попросил участников рассказать, какие еще конкретные шаги необходимы, для изменения ситуации с меценатством.

Максим Ноготков: «Необходимо дать предпринимателям свободу распоряжаться своими налогами и понимать, на что они идут – на оборону или на музеи».

Инна Баженова: «Меценатство должно стать почетным. Конечно, все делается по воле души, но если к меценатам не привлекать большого внимания, это даст свой результат».

Марина Лошак: «Очень важно создать общественную атмосферу. Нужно находиться в диалоге. Быть открытыми и доброжелательными, смотреть друг другу в глаза».

Сергей Капков: «Государство – главный модератор в вопросах экономики, так что на нем лежит ответственность замечать работу предпринимателей и меценатов. Если будет расти стоимость социального капитала – значимость врачей, педагогов, директоров музеев – то мы сможем почувствовать себя нацией, а не жуликами, которые уходят от налогов и делят их с теми же директорами музеев».