Сергей Собянин:

Задача властей – обеспечить качество, разнообразие и доступность культурных ценностей и сервисов. Столичные учреждения культуры предоставляют новые и интересные возможности для личного развития и творческой самореализации граждан.

Сергей Капков:

«Культура меняет нас» – это не просто слоган рекламной кампании Года культуры в Москве, это убеждение, проверенное годами. Синонимами слова «культура» всегда были слова «образованность», «просвещение», «разум».

Елена Гонсалес:

Городская культура и культура города - понятия, неразрывно связанные. Физическое измерение города - дома, улицы, площади и набережные сохраняют его историю и создают ту атмосферу, в которой разворачиваются сложные отношения его обитателей. Но справедливо и обратное утверждение - горожане меняют новым содержанием городские пространства.

Елизавета Фокина:

Культура участвует во всех сферах жизни города и формирует пространство жизни каждого человека. И мы призываем жителей города делать культуру вместе с нами.

Петр Мансилья-Круз:

Общее пространство для неконфликтного и продуктивного разговора о культуре очень нужно.

Борис Куприянов:

Образ города формируют не дома, а его атмосфера, городская жизнь, которую мы называем культурой. Мы все воспринимаем культуру как возможность роста – духовного, образовательного, творческого. Библиотеки, музеи, театры и другие учреждения культуры помогают нам реализовать эти потребности.

Елена Зеленцова:

Международный форум «Культура. Взгляд в будущее» – это возможность посмотреть на главные направления в сфере городской культуры, собранные на одной площадке.

Анна Немзер:

Город как территория для возделывания, как зона применения новых культурных практик, освоения новых культурных кодов; и чем больше город - тем сложнее и интереснее эксперимент. За течением этого эксперимента горожанин наблюдает всю жизнь.

Леонид Агрон:

Сейчас сфера культуры привлекает все больше внимания и занимает все больше места в жизни горожан. Наблюдать за этим процессом, изучать его и оценивать - крайне важно. Для посетителей Форум дает прекрасную возможность увидеть сразу в одном месте все, что произошло за последние несколько лет в области московской культуры.

Марина Люльчук:

Городская культура – это не что-то незыблемое и неизменное. Напротив, это то, что находится в постоянном движении, и в наших руках влиять на эти изменения. Музеи, библиотеки, парки должны формировать и воспитывать культуру отдыха как у детей, так и у взрослых.

Мария Привалова:

Культура - это система возможностей. Важно, чтобы каждый горожанин мог найти культурное предложение для себя, чтобы во всех частях города находились живые очаги культуры, учитывались интересы всех социальных групп, развивалась работа с местными сообществами.

Мария Фадеева:

Сегодня культура – это «спасательный круг» города: именно она сохраняет его целостность, дает жителю возможность реализовать себя в качестве горожанина. Будучи агентом быстрых изменений, этот «софт», способный наполнить жизнью даже самые странные и непонятные места, подпитывает надежды в ожидании физических трансформаций города, всегда затратных и неторопливых.

Андрей Лапшин:

Москва – лидер изменений во всех аспектах, в том числе в культурной жизни. Театры, музеи, выставки, фестивали – вся городская среда стремительно меняется, идя в ногу с лучшими мировыми тенденциями. В сфере культуры стало больше творческой молодежи, нестандартных взглядов и подходов, власти города открыты для нового и готовы к экспериментам.

Елена Тупысева:

Невербальный театр находится в постоянном развитии и поиске и является катализатором инновационных процессов в театральной сфере. Без современного танца, цирка, перформанса уже трудно представить культурный ландшафт современного мегаполиса.

Елена Мельвиль:

Если понимать культуру максимально широко – как деятельность, создающую смыслы и ценности, как взаимоотношения между людьми, возникающими в процессе этой деятельности, – то культура становится основой модернизационных общественных процессов и ключевым элементом современной экономики города.

Виктор Рыжаков:

Культура в нашем городе вышла за пределы государственных учреждений, и участвует в изменении городской среды. Уличные фестивали, спектакли, выставки, концерты классической музыки в парках и скверах – все это чрезвычайно важно. В культуру вовлекаются горожане, обделенные ею в силу самых разных жизненных обстоятельств – имущественных, образовательных и т.д.

Кирилл Серебренников:

Сейчас очень важно рассмотреть театр как градообразующее предприятие и показать, каково его значение, в том числе для экономики. Изменения, происходящие в последние годы в сфере театра, хорошо прослеживаются на примере «Гоголь-центра», который за пару сезонов превратился в совершенно новую самостоятельную культурную единицу.

Александр Архангельский:

Московский культурный форум станет пограничным событием: он, с одной стороны, будет рассматривать проблемы функционирования именно локальной городской культуры, с другой стороны, будет действовать как минимум в масштабах страны, а скорее всего, в масштабах Европы.





Татьяна Гафар:

Культура пронизывает всю нашу жизнь, даже если мы в суете дел не отдаем себе в этом отчета. Все, что создано человеком, а не природой, есть факт культуры. Но чаще всего человек относится к культуре как к неким учреждениям, посещение которых требует особого настроя и серьезной подготовки.

Михаил Хохлов :

Вопросы образования и культуры являются основополагающими на сегодняшний день. Без понимания того, что культура – это составляющая часть образования, продвинуться вперед нашей стране будет чрезвычайно трудно. Нам нужно предпринимать кардинальные меры, чтобы вся система образования повернулась лицом к культуре.

Георгий Никич:

Культура участия – будущее культуры. Участие – одно из оснований жизни и развития культуры. Культура участия обеспечивает преемственность и обновление традиции, создает условия включения людей в творческую работу, способствует повышению уровня комфорта и разнообразия общественных и жилых пространств, формирует смыслы и образы идентичности в масштабах страны и региона, сообщества и семьи.



Ночь в Манеже: поющий «Гоголь-центр» и танцующие дворники



Третий день Московского форума завершился ярким ночным фестивалем – в Манеже выступили театральные коллективы и музыкальные группы, а также показали кино и перформансы.

Сразу же после окончания ток-шоу «Культура конфликта», которым завершилась в Большом зале дискуссионная секция Форума, на импровизированную сцену поднялся со своим джаз-бендом Игорь Бутман.

Гости тем временем прогуливались по залу, где с вечера до утра работал Урбан Арт Маркет: специально оборудованные стенды-полки с книгами издательств AdMarginem, Стрелка, Tatlin, Молодая Гвардия, фуд-корт с пирогами и мороженым, выставка фотографий и сувениров с городской символикой. Желающие могли пройтись босиком по траве или песку в рамках инсталляции «Сенсорный сад».

Постепенно все внимание переключилось на площадку, где после концерта ансамбля Игоря Бутмана должны были показать отрывок из спектакля Центра им. Мейерхольда «Норманск». Еще накануне в «Манеже» появилась необычная конструкция – черный квадрат из составленных столов, внутри которого разместился серебристый куб с надписью «Норманск» и блестящим кристаллом сверху. Чуть ли не за час до начала представления места за черным «столом» заняли молчаливые артисты – таинственность происходящего привлекала к площадке все новых и новых зрителей, обступивших декорации «Норманска» плотным кольцом.

Программа «Ночи в Манеже» не предполагала показ спектакля целиком – только финал, по большей части состоящий из пластических этюдов, прерывающихся песнями и монологами. Последний из них произносила появившаяся почти из ниоткуда – точнее из-под того самого черного стола-квадрата – маленькая девочка в розовом платье. Она осталась на «сцене» в одиночестве и обратилась к зрителями с речью на тему того, что нельзя жить по принципу «после нас хоть потоп». Изначально «Ночь в Манеже» задумывалась как ночной фестиваль, представляющий самые яркие события культурной Москвы последнего времени. И свою задачу фестиваль выполнил: после просмотра отрывка из «Норманска» многим наверняка захочется досмотреть представление уже в стенах Центра им. Мейерхольда.

Мероприятия «Ночи в Манеже» задействовали все пространство фестивального этажа Форума. Не успел погаснуть свет над декорациями «Норманска», как буквально в нескольких метрах уже показывала свой перформанс «Цветы» труппа Likvid Teatr. Это изначально уличное выступление идеально подошло для «Манежа». Под музыку Генделя артисты разыграли бессловесную историю о внешней несвободе и вынужденной необходимости носить социальную маску – отсюда символические серые офисные костюмы. Единственное спасение – внутри, в мире фантазий и мечты, куда можно убежать и где, если захотеть, даже из обычных стульев можно выстроить фантастический замок.

Кульминацией ночи стал, несомненно, концерт труппы «Гоголь-центра» на сцене Большого зала. Ученики Кирилла Серебренникова исполнили песни из своих спектаклей и несколько каверов, сам худрук наблюдал за всем происходящим, сидя сбоку от сцены, и иногда комментировал происходящее. Очередь дошла и до музыки Виктора Цоя и группы «Кино» - песня «Красно-желтые дни» звучит в спектакле «Отморозки», а «Перемен» актеры «Гоголь-центра» поют в рамках своего «Левого концерта» - программы, состоящей, как пояснил сам Серебренников, из «песен партизан, людей, которые хотят перемен, любви, людей нетерпеливых и не желающих идти на компромиссы». Зрителям также пришлась по вкусу «песня ангольских борцов за независимость» под названием «Volodya» в исполнении актера Филиппа Авдеева.

Следом прозвучали две композиции из программы «Лермонтов. 200 по встречной», которую труппа Кирилла Серебренникова подготовила специально к юбилею поэта. Музыку к стихам поэта написал актер «Седьмой студии», музыкант и композитор Юрий Лобиков. «Это стихи Лермонтова глазами людей вашего поколения», - обратился Серебренников к зрителям. После чего актеры исполнили лирическую балладу «Небо и звезды» и настоящий рок-хит, в который превратилось их стараниями стихотворение «Выхожу один я на дорогу».

Во время песни «Get up, Stand up» Боба Марли в исполнении Александра Горчилина зрители не выдержали и поднялись со своих мест, пританцовывая в ритме звучащего со сцены регги. В качестве финального аккорда прозвучала одна из композиций из музыкального спектакля «Пробуждение весны» - на песне «Цветное лето» к микрофонам вышли все участники концерта, а Серебренников пожелал гостям «Ночи в Манеже», чтобы в их душах всегда было лето.

После окончания выступления «Гоголь-центра» гости Форума остались посмотреть еще один пластический уличный перформанс – «Low-tech. Театральные уличные работы». Он был поставлен режиссером Дмитрием Мелкиным, а исполнителями стали брейкданс-танцоры. Оградив небольшой участок «Манежа» знаками и фонарями, которые обычно служат для обозначения места, где идут ремонтные работы, артисты, одетые в соответствующую оранжевую рабочую униформу, исполнили танец коммунальных служб. Оказалось, что даже уборка улиц может выглядеть как произведение искусства.

После полуночи на главную сцену «Манежа» вышла группа On-The-Go, а в соседнем конференц-зале начались показы работ участников Московского международного фестиваля короткометражных фильмов «Дебютное кино - последние посетителям покидали пространство Форума около 4 часов утра.