Сергей Собянин:

Задача властей – обеспечить качество, разнообразие и доступность культурных ценностей и сервисов. Столичные учреждения культуры предоставляют новые и интересные возможности для личного развития и творческой самореализации граждан.

Сергей Капков:

«Культура меняет нас» – это не просто слоган рекламной кампании Года культуры в Москве, это убеждение, проверенное годами. Синонимами слова «культура» всегда были слова «образованность», «просвещение», «разум».

Елена Гонсалес:

Городская культура и культура города - понятия, неразрывно связанные. Физическое измерение города - дома, улицы, площади и набережные сохраняют его историю и создают ту атмосферу, в которой разворачиваются сложные отношения его обитателей. Но справедливо и обратное утверждение - горожане меняют новым содержанием городские пространства.

Елизавета Фокина:

Культура участвует во всех сферах жизни города и формирует пространство жизни каждого человека. И мы призываем жителей города делать культуру вместе с нами.

Петр Мансилья-Круз:

Общее пространство для неконфликтного и продуктивного разговора о культуре очень нужно.

Борис Куприянов:

Образ города формируют не дома, а его атмосфера, городская жизнь, которую мы называем культурой. Мы все воспринимаем культуру как возможность роста – духовного, образовательного, творческого. Библиотеки, музеи, театры и другие учреждения культуры помогают нам реализовать эти потребности.

Елена Зеленцова:

Международный форум «Культура. Взгляд в будущее» – это возможность посмотреть на главные направления в сфере городской культуры, собранные на одной площадке.

Анна Немзер:

Город как территория для возделывания, как зона применения новых культурных практик, освоения новых культурных кодов; и чем больше город - тем сложнее и интереснее эксперимент. За течением этого эксперимента горожанин наблюдает всю жизнь.

Леонид Агрон:

Сейчас сфера культуры привлекает все больше внимания и занимает все больше места в жизни горожан. Наблюдать за этим процессом, изучать его и оценивать - крайне важно. Для посетителей Форум дает прекрасную возможность увидеть сразу в одном месте все, что произошло за последние несколько лет в области московской культуры.

Марина Люльчук:

Городская культура – это не что-то незыблемое и неизменное. Напротив, это то, что находится в постоянном движении, и в наших руках влиять на эти изменения. Музеи, библиотеки, парки должны формировать и воспитывать культуру отдыха как у детей, так и у взрослых.

Мария Привалова:

Культура - это система возможностей. Важно, чтобы каждый горожанин мог найти культурное предложение для себя, чтобы во всех частях города находились живые очаги культуры, учитывались интересы всех социальных групп, развивалась работа с местными сообществами.

Мария Фадеева:

Сегодня культура – это «спасательный круг» города: именно она сохраняет его целостность, дает жителю возможность реализовать себя в качестве горожанина. Будучи агентом быстрых изменений, этот «софт», способный наполнить жизнью даже самые странные и непонятные места, подпитывает надежды в ожидании физических трансформаций города, всегда затратных и неторопливых.

Андрей Лапшин:

Москва – лидер изменений во всех аспектах, в том числе в культурной жизни. Театры, музеи, выставки, фестивали – вся городская среда стремительно меняется, идя в ногу с лучшими мировыми тенденциями. В сфере культуры стало больше творческой молодежи, нестандартных взглядов и подходов, власти города открыты для нового и готовы к экспериментам.

Елена Тупысева:

Невербальный театр находится в постоянном развитии и поиске и является катализатором инновационных процессов в театральной сфере. Без современного танца, цирка, перформанса уже трудно представить культурный ландшафт современного мегаполиса.

Елена Мельвиль:

Если понимать культуру максимально широко – как деятельность, создающую смыслы и ценности, как взаимоотношения между людьми, возникающими в процессе этой деятельности, – то культура становится основой модернизационных общественных процессов и ключевым элементом современной экономики города.

Виктор Рыжаков:

Культура в нашем городе вышла за пределы государственных учреждений, и участвует в изменении городской среды. Уличные фестивали, спектакли, выставки, концерты классической музыки в парках и скверах – все это чрезвычайно важно. В культуру вовлекаются горожане, обделенные ею в силу самых разных жизненных обстоятельств – имущественных, образовательных и т.д.

Кирилл Серебренников:

Сейчас очень важно рассмотреть театр как градообразующее предприятие и показать, каково его значение, в том числе для экономики. Изменения, происходящие в последние годы в сфере театра, хорошо прослеживаются на примере «Гоголь-центра», который за пару сезонов превратился в совершенно новую самостоятельную культурную единицу.

Александр Архангельский:

Московский культурный форум станет пограничным событием: он, с одной стороны, будет рассматривать проблемы функционирования именно локальной городской культуры, с другой стороны, будет действовать как минимум в масштабах страны, а скорее всего, в масштабах Европы.





Татьяна Гафар:

Культура пронизывает всю нашу жизнь, даже если мы в суете дел не отдаем себе в этом отчета. Все, что создано человеком, а не природой, есть факт культуры. Но чаще всего человек относится к культуре как к неким учреждениям, посещение которых требует особого настроя и серьезной подготовки.

Михаил Хохлов :

Вопросы образования и культуры являются основополагающими на сегодняшний день. Без понимания того, что культура – это составляющая часть образования, продвинуться вперед нашей стране будет чрезвычайно трудно. Нам нужно предпринимать кардинальные меры, чтобы вся система образования повернулась лицом к культуре.

Георгий Никич:

Культура участия – будущее культуры. Участие – одно из оснований жизни и развития культуры. Культура участия обеспечивает преемственность и обновление традиции, создает условия включения людей в творческую работу, способствует повышению уровня комфорта и разнообразия общественных и жилых пространств, формирует смыслы и образы идентичности в масштабах страны и региона, сообщества и семьи.



«Нецентровые»: как и на что живут учреждения культуры за пределами Садового кольца



Круглый стол «Децентрализация: мотивация и эффективность», посвященный успешным примерам деятельности культурных центров в различных районах Москвы, прошел во второй день работы Московского форума культуры в зале «Менеджер».

Его участниками стали: руководитель проекта «Культура» ИЦ Сколково Елена Пантелеева, директор Дома культуры «ЗИЛ» Елена Мельвиль, директор музея-заповедника «Царицыно» Наталья Самойленко, руководитель исследовательских проектов МИСКП Павел Степанцов, директор ЦТИ «Фабрика» Ася Филиппова, координатор культурного центра «Заря» во Владивостоке Алиса Багдонайте, директор по развитию и взаимодействию с аудиторией в центре искусств Barbican Леонора Томпсон.

Все участники дискуссии главным образом рассказывали о собственных проектах. Елена Мельвиль призналась, что выстроить работу ДК «ЗИЛ» было нелегко: «Он воспринимался как тундра, ехать туда никто не хотел, хотя мы всего в трех станциях метро от Большого театра».  Потом люди все-таки поехали: завлекли их wi-fi, кафе, образовательными и научно-техническими площадками. Мельвиль говорит, что такая же схема сейчас используется и для развития еще шести культурных центров, расположенных на окраинах столицы, вплоть до Чертаново и Бирюлево. На оснащение этих центров бюджет города выделил 290 миллионов рублей. Коллеги Мельвиль по дискуссии, кажется, внутренне позавидовали финансированию, потому что все остальных, конечно, сильно волновал не только вопрос, чем завлечь аудиторию, но и как на этом заработать.

ЦТИ «Фабрика», например, живет за счет арендаторов, ведь билеты на все выставки к ним бесплатные. «Царицыно» ищет способ заработать в условиях того, что в сам парк вход свободный (и никто не собирается делать его платным, подчеркнула Наталья Самойленко), а в музей доходят лишь 12% всех посетителей. «Мы должны предложить новый язык общения с посетителями для того, чтобы к нам приходили не только люди, живущие по соседству, но и приезжали из других округов Москвы, из центра», - сказала Самойленко, пригласив всех участников дискуссии в сувенирный киоск «Царицыно», который во время форума работает в «Манеже». Музей теперь занимается продажей собственных сувениров с тех пор, как территорию «Царицыно» покинули «арендаторы вместе с валенками и матрешками».

А вот перед культурным центром «Заря» во Владивостоке проблема заработка не стоит. «Денег мы вообще не зарабатываем, мы только тратим, это очень удобная для нас позиция», - сказала Алиса Багдонайте, попутно посмеявшись над тем, что нельзя было найти «более периферийного района Москвы, чем Владивосток».

В числе еще одного культурного учреждения «за пределами Садового кольца» оказался и лондонский центр искусств Barbican. Это государственная институция и, естественно, она получает от города некоторые средства. Но, как отметила Леонора Томсон, Barbican пытается зарабатывать и самостоятельно – за счет обучения, маркетинга и проходящих на его территории перформансов. В Barbican работает несколько творческих лабораторий – для юных поэтов, писателей, музыкантов и театральных деятелей. То, что Barbican является местом дислокации Лондонского симфонического оркестра, Симфонического оркестра BBC и Royal Shakespeare Coompany, явно повышает интерес к центру со стороны его потенциальных учеников.