Сергей Собянин:

Задача властей – обеспечить качество, разнообразие и доступность культурных ценностей и сервисов. Столичные учреждения культуры предоставляют новые и интересные возможности для личного развития и творческой самореализации граждан.

Сергей Капков:

«Культура меняет нас» – это не просто слоган рекламной кампании Года культуры в Москве, это убеждение, проверенное годами. Синонимами слова «культура» всегда были слова «образованность», «просвещение», «разум».

Елена Гонсалес:

Городская культура и культура города - понятия, неразрывно связанные. Физическое измерение города - дома, улицы, площади и набережные сохраняют его историю и создают ту атмосферу, в которой разворачиваются сложные отношения его обитателей. Но справедливо и обратное утверждение - горожане меняют новым содержанием городские пространства.

Елизавета Фокина:

Культура участвует во всех сферах жизни города и формирует пространство жизни каждого человека. И мы призываем жителей города делать культуру вместе с нами.

Петр Мансилья-Круз:

Общее пространство для неконфликтного и продуктивного разговора о культуре очень нужно.

Борис Куприянов:

Образ города формируют не дома, а его атмосфера, городская жизнь, которую мы называем культурой. Мы все воспринимаем культуру как возможность роста – духовного, образовательного, творческого. Библиотеки, музеи, театры и другие учреждения культуры помогают нам реализовать эти потребности.

Елена Зеленцова:

Международный форум «Культура. Взгляд в будущее» – это возможность посмотреть на главные направления в сфере городской культуры, собранные на одной площадке.

Анна Немзер:

Город как территория для возделывания, как зона применения новых культурных практик, освоения новых культурных кодов; и чем больше город - тем сложнее и интереснее эксперимент. За течением этого эксперимента горожанин наблюдает всю жизнь.

Леонид Агрон:

Сейчас сфера культуры привлекает все больше внимания и занимает все больше места в жизни горожан. Наблюдать за этим процессом, изучать его и оценивать - крайне важно. Для посетителей Форум дает прекрасную возможность увидеть сразу в одном месте все, что произошло за последние несколько лет в области московской культуры.

Марина Люльчук:

Городская культура – это не что-то незыблемое и неизменное. Напротив, это то, что находится в постоянном движении, и в наших руках влиять на эти изменения. Музеи, библиотеки, парки должны формировать и воспитывать культуру отдыха как у детей, так и у взрослых.

Мария Привалова:

Культура - это система возможностей. Важно, чтобы каждый горожанин мог найти культурное предложение для себя, чтобы во всех частях города находились живые очаги культуры, учитывались интересы всех социальных групп, развивалась работа с местными сообществами.

Мария Фадеева:

Сегодня культура – это «спасательный круг» города: именно она сохраняет его целостность, дает жителю возможность реализовать себя в качестве горожанина. Будучи агентом быстрых изменений, этот «софт», способный наполнить жизнью даже самые странные и непонятные места, подпитывает надежды в ожидании физических трансформаций города, всегда затратных и неторопливых.

Андрей Лапшин:

Москва – лидер изменений во всех аспектах, в том числе в культурной жизни. Театры, музеи, выставки, фестивали – вся городская среда стремительно меняется, идя в ногу с лучшими мировыми тенденциями. В сфере культуры стало больше творческой молодежи, нестандартных взглядов и подходов, власти города открыты для нового и готовы к экспериментам.

Елена Тупысева:

Невербальный театр находится в постоянном развитии и поиске и является катализатором инновационных процессов в театральной сфере. Без современного танца, цирка, перформанса уже трудно представить культурный ландшафт современного мегаполиса.

Елена Мельвиль:

Если понимать культуру максимально широко – как деятельность, создающую смыслы и ценности, как взаимоотношения между людьми, возникающими в процессе этой деятельности, – то культура становится основой модернизационных общественных процессов и ключевым элементом современной экономики города.

Виктор Рыжаков:

Культура в нашем городе вышла за пределы государственных учреждений, и участвует в изменении городской среды. Уличные фестивали, спектакли, выставки, концерты классической музыки в парках и скверах – все это чрезвычайно важно. В культуру вовлекаются горожане, обделенные ею в силу самых разных жизненных обстоятельств – имущественных, образовательных и т.д.

Кирилл Серебренников:

Сейчас очень важно рассмотреть театр как градообразующее предприятие и показать, каково его значение, в том числе для экономики. Изменения, происходящие в последние годы в сфере театра, хорошо прослеживаются на примере «Гоголь-центра», который за пару сезонов превратился в совершенно новую самостоятельную культурную единицу.

Александр Архангельский:

Московский культурный форум станет пограничным событием: он, с одной стороны, будет рассматривать проблемы функционирования именно локальной городской культуры, с другой стороны, будет действовать как минимум в масштабах страны, а скорее всего, в масштабах Европы.





Татьяна Гафар:

Культура пронизывает всю нашу жизнь, даже если мы в суете дел не отдаем себе в этом отчета. Все, что создано человеком, а не природой, есть факт культуры. Но чаще всего человек относится к культуре как к неким учреждениям, посещение которых требует особого настроя и серьезной подготовки.

Михаил Хохлов :

Вопросы образования и культуры являются основополагающими на сегодняшний день. Без понимания того, что культура – это составляющая часть образования, продвинуться вперед нашей стране будет чрезвычайно трудно. Нам нужно предпринимать кардинальные меры, чтобы вся система образования повернулась лицом к культуре.

Георгий Никич:

Культура участия – будущее культуры. Участие – одно из оснований жизни и развития культуры. Культура участия обеспечивает преемственность и обновление традиции, создает условия включения людей в творческую работу, способствует повышению уровня комфорта и разнообразия общественных и жилых пространств, формирует смыслы и образы идентичности в масштабах страны и региона, сообщества и семьи.



Искусство идет на улицы: как культурные проекты осваивают свободные городские пространства



Первый день Форума в самом разгаре – напомним, что этот день получил название «Ценности», а участники деловой программы в формате дискуссий обсуждают изменения, которые произошли на культурном поприще в течение последних трех лет. Одно из таких изменений стало трендом – культурные проекты покидают стены выставочных залов, театров, центров и, в буквальном смысле, выходят на улицу.  Сегодня эксперты обсудили этот феномен в рамках дискуссии «Городские резервы: новые культурные форматы и новые пространства культуры в городе» в зале «Город».

Искусству становится тесно, пусть даже в дизайнерски оформленных, но четырех стенах. В попытке найти и расширить свою аудиторию оно переносится в открытые пространства – парки, городские сады и скверы, набережные, улицы и площади. Как и зачем это происходит, участникам Форума рассказали куратор выставочных залов г. Москвы Юлия Бычкова, директор «Мосгорпарка» Марина Люльчук, директор парка «Сокольники» Андрей Лапшин, специалист Дирекции массовых мероприятий «ГАУК МДММ» Ольга Попкова, арт-директор парка искусств «Музеон» Андрей Паршиков.

Куратор выставочных залов г. Москвы Юлия Бычкова начала с экскурса в историю, напомнив присутствующим о принципе, который существовал в СССР: «Человек был для пространства, но не пространство для человека». Архитектор и художник играл в организации пространства ведущую роль. Изменения, произошедшие в сфере благоустройства пространства г- жа Бычкова назвала «революционным скачком». По ее словам, мы научились создавать парки для людей (Парк Горького), организовывать детские площадки во дворах и фестивальные – на площадях столицы. В сфере организации пространства, по мнению Бычковой, должен существовать госзаказ. По ее словам, 5% от инвестиций в девелоперский проект должно идти на развитие паблик-арта и 0,5 % -  на его поддержание. Эксперт отметила, что все парки должны включиться в единую инфраструктуру, при этом каждый из них может иметь индивидуальные планы развития. В качестве примера участники дискуссии взяли парк искусств «Музеон», который за рубежом называют парком упавших памятников. Как рассказала директор парка «Музеон» Елена Тюняева, на его территории планируется создание закрытого павильона, где в течение всего года будут проходить выставки.

Особым мнением по теме «Парки – места для проведения культурно-массовых мероприятий или природные зоны в урбанистической среде?» поделился специалист по управлению парками и рекреационными зонами из Новой Зеландии Крис Разерфорд (Chris Rutherford). Он отметил, что в развитии парковой инфраструктуры нет мелочей. Парки должны быть чистыми и приятными на вид. По его данным, удовлетворенность парками жителей Новой Зеландии составляет 95%, в Европе она ниже – 93. Это очень высокие показатели. Эксперт не сумел ответить на вопрос о том, какое место занимают российские парки в мировом рейтинге.  В свою очередь, модератор сессии Сергей Георгиевский, заметил, что по уровню состояния инфраструктур городских культурных пространств Москва пока не входит в десятку лидеров, однако с точки зрения наличия зеленых пространств ей удалось «перепрыгнуть» с 11 места на 6.

В целом, состояние московских парков, по мнению экспертов, хорошее, но не идеальное. Чтобы сделать их таковыми, при проектировании этих пространств, по словам директора парка «Сокольники» Андрея Лапшина, необходимо помнить о красивых арт-проектах, но и о более земных вещах – уровне шума, туалетах и парковках.