Сергей Собянин:

Задача властей – обеспечить качество, разнообразие и доступность культурных ценностей и сервисов. Столичные учреждения культуры предоставляют новые и интересные возможности для личного развития и творческой самореализации граждан.

Сергей Капков:

«Культура меняет нас» – это не просто слоган рекламной кампании Года культуры в Москве, это убеждение, проверенное годами. Синонимами слова «культура» всегда были слова «образованность», «просвещение», «разум».

Елена Гонсалес:

Городская культура и культура города - понятия, неразрывно связанные. Физическое измерение города - дома, улицы, площади и набережные сохраняют его историю и создают ту атмосферу, в которой разворачиваются сложные отношения его обитателей. Но справедливо и обратное утверждение - горожане меняют новым содержанием городские пространства.

Елизавета Фокина:

Культура участвует во всех сферах жизни города и формирует пространство жизни каждого человека. И мы призываем жителей города делать культуру вместе с нами.

Петр Мансилья-Круз:

Общее пространство для неконфликтного и продуктивного разговора о культуре очень нужно.

Борис Куприянов:

Образ города формируют не дома, а его атмосфера, городская жизнь, которую мы называем культурой. Мы все воспринимаем культуру как возможность роста – духовного, образовательного, творческого. Библиотеки, музеи, театры и другие учреждения культуры помогают нам реализовать эти потребности.

Елена Зеленцова:

Международный форум «Культура. Взгляд в будущее» – это возможность посмотреть на главные направления в сфере городской культуры, собранные на одной площадке.

Анна Немзер:

Город как территория для возделывания, как зона применения новых культурных практик, освоения новых культурных кодов; и чем больше город - тем сложнее и интереснее эксперимент. За течением этого эксперимента горожанин наблюдает всю жизнь.

Леонид Агрон:

Сейчас сфера культуры привлекает все больше внимания и занимает все больше места в жизни горожан. Наблюдать за этим процессом, изучать его и оценивать - крайне важно. Для посетителей Форум дает прекрасную возможность увидеть сразу в одном месте все, что произошло за последние несколько лет в области московской культуры.

Марина Люльчук:

Городская культура – это не что-то незыблемое и неизменное. Напротив, это то, что находится в постоянном движении, и в наших руках влиять на эти изменения. Музеи, библиотеки, парки должны формировать и воспитывать культуру отдыха как у детей, так и у взрослых.

Мария Привалова:

Культура - это система возможностей. Важно, чтобы каждый горожанин мог найти культурное предложение для себя, чтобы во всех частях города находились живые очаги культуры, учитывались интересы всех социальных групп, развивалась работа с местными сообществами.

Мария Фадеева:

Сегодня культура – это «спасательный круг» города: именно она сохраняет его целостность, дает жителю возможность реализовать себя в качестве горожанина. Будучи агентом быстрых изменений, этот «софт», способный наполнить жизнью даже самые странные и непонятные места, подпитывает надежды в ожидании физических трансформаций города, всегда затратных и неторопливых.

Андрей Лапшин:

Москва – лидер изменений во всех аспектах, в том числе в культурной жизни. Театры, музеи, выставки, фестивали – вся городская среда стремительно меняется, идя в ногу с лучшими мировыми тенденциями. В сфере культуры стало больше творческой молодежи, нестандартных взглядов и подходов, власти города открыты для нового и готовы к экспериментам.

Елена Тупысева:

Невербальный театр находится в постоянном развитии и поиске и является катализатором инновационных процессов в театральной сфере. Без современного танца, цирка, перформанса уже трудно представить культурный ландшафт современного мегаполиса.

Елена Мельвиль:

Если понимать культуру максимально широко – как деятельность, создающую смыслы и ценности, как взаимоотношения между людьми, возникающими в процессе этой деятельности, – то культура становится основой модернизационных общественных процессов и ключевым элементом современной экономики города.

Виктор Рыжаков:

Культура в нашем городе вышла за пределы государственных учреждений, и участвует в изменении городской среды. Уличные фестивали, спектакли, выставки, концерты классической музыки в парках и скверах – все это чрезвычайно важно. В культуру вовлекаются горожане, обделенные ею в силу самых разных жизненных обстоятельств – имущественных, образовательных и т.д.

Кирилл Серебренников:

Сейчас очень важно рассмотреть театр как градообразующее предприятие и показать, каково его значение, в том числе для экономики. Изменения, происходящие в последние годы в сфере театра, хорошо прослеживаются на примере «Гоголь-центра», который за пару сезонов превратился в совершенно новую самостоятельную культурную единицу.

Александр Архангельский:

Московский культурный форум станет пограничным событием: он, с одной стороны, будет рассматривать проблемы функционирования именно локальной городской культуры, с другой стороны, будет действовать как минимум в масштабах страны, а скорее всего, в масштабах Европы.





Татьяна Гафар:

Культура пронизывает всю нашу жизнь, даже если мы в суете дел не отдаем себе в этом отчета. Все, что создано человеком, а не природой, есть факт культуры. Но чаще всего человек относится к культуре как к неким учреждениям, посещение которых требует особого настроя и серьезной подготовки.

Михаил Хохлов :

Вопросы образования и культуры являются основополагающими на сегодняшний день. Без понимания того, что культура – это составляющая часть образования, продвинуться вперед нашей стране будет чрезвычайно трудно. Нам нужно предпринимать кардинальные меры, чтобы вся система образования повернулась лицом к культуре.

Георгий Никич:

Культура участия – будущее культуры. Участие – одно из оснований жизни и развития культуры. Культура участия обеспечивает преемственность и обновление традиции, создает условия включения людей в творческую работу, способствует повышению уровня комфорта и разнообразия общественных и жилых пространств, формирует смыслы и образы идентичности в масштабах страны и региона, сообщества и семьи.



Деньги не бывают лишними: эксперты рассказали, как заработать на культуре



Дискуссия под названием «Культурные центры и творческое предпринимательство: как зарабатывать на культуре» состоялась в зале «Менеджер» в первый день Московского форума культуры.

В числе спикеров были: Елена Мельвиль, директор КЦ «ЗИЛ»; Алина Цховребова (начальник отдела по работе с пешеходными зонами, Мосгорпарк); Александр Вайнштейн (директор по развитию, площадка «Скороход»); Шаши Мартынова (создатель сети магазинов «Додо»); Том Флеминг (ведущий эксперт Tom Fleming Creative Consultancy); Алексей Капитанов (CEO Общественного пространства «Корабль Брюсов»); Алексей Онацько (идеолог, «Корабль Брюсов»); Екатерина Коробкова (управляющий партнер брендингового агентства Zolotogroup).

В качестве основного примера в ходе дискуссии рассматривались московские парки, которые увеличили свои доходы в два раза за последние два года. По словам начальника отдела по работе с пешеходными зонами «Мосгорпарка» Алины Цховребовой, если в 2012 году парки заработали 1 миллиард рублей, к концу 2014 года эта сумма должна составить больше двух миллиардов.

«Посещаемость московских парков с 2012 года увеличилась на 64%, вместе с ней росли внебюджетные их доходы. За 8 месяцев 2014 года мы на 11% превысили тот план, который себе задавали, заработав уже 1 миллиард 900 тысяч рублей. К концу 2014 года эта сумма должна увеличиться до 2 миллиардов 131 миллионов рублей» - указала Цховребова.

«Мосгорпарк» был создан в октябре 2011 года, на тот момент в его ведомстве находились всего 14 парков, 8 музеев-усадеб и зоопарк. В 2012 году в ведомство перешло еще 77 парковых территорий. Увеличение их посещаемости, по ее словам, произошло за счет проведения городских праздников, спортивных мероприятий, организации детских кружков и секций во всех парках. «Мы можем зарабатывать только в том случае, если на территории есть трафик, проходят какие-то мероприятия», - подчеркнула Цховребова.

Также на мероприятии обсудили перспективы заработков государственной Третьяковской галереи. Так, по мнению управляющего партнера брендингового агентства Zopotogroup Екатерины Коробковой, Третьяковка способна зарабатывать до 5 миллионов евро в год на продаже билетов, По ее словам, такого потенциала галерея может достичь за счет использования различных механизмов увеличения посещаемости.

«Когда вспоминают о каналах заработка для учреждений культуры, обычно говорят: давайте сделаем сувениры, кафе, будем использовать фандрайзинг, я говорю — давайте продадим больше билетов», - заявила Коробкова. Лувр зарабатывает на продаже билетов 93 миллиона евро в год, музей «Прадо» - 19 млн.евро, рекордная посещаемость Третьяковки в 2012 году составила 1,5 миллиона человек, при средней цене билета в 5 евро, достичь уровня 5 миллионов евро в год вполне возможно, и потенциально его можно еще увеличить, считает Коробкова.

Агентство уже предложило галерее несколько механизмов, с помощью которых планируется увеличить посещаемость музея: это создание визуального образа бренда, информирование иностранных туристов, улучшение навигации на Крымской набережной, а также усиление внешней коммуникации — оформление медиафасада и входа со стороны набережной. В год на Крымской набережной проводят время 5,5 миллионов человек, в 500 метрах от входа на Крымский вал, но они его не видят, отметила Коробкова. 

«5 с половиной миллионов иностранцев приезжают в Москву, они хотят посетить галерею, но не знают, куда пойти», - заявила глава брендингового агентства. В 2012 году здание галереи на Крымском валу посетили всего 302 тысячи человек - из-за того, что его плохо заметно с пешеходной зоны, считает Коробкова. По расчетам агентства, сделать соответствующую навигацию на Крымской набережной будет стоить городу всего 3-5 миллионов рублей.