Сергей Собянин:

Задача властей – обеспечить качество, разнообразие и доступность культурных ценностей и сервисов. Столичные учреждения культуры предоставляют новые и интересные возможности для личного развития и творческой самореализации граждан.

Сергей Капков:

«Культура меняет нас» – это не просто слоган рекламной кампании Года культуры в Москве, это убеждение, проверенное годами. Синонимами слова «культура» всегда были слова «образованность», «просвещение», «разум».

Елена Гонсалес:

Городская культура и культура города - понятия, неразрывно связанные. Физическое измерение города - дома, улицы, площади и набережные сохраняют его историю и создают ту атмосферу, в которой разворачиваются сложные отношения его обитателей. Но справедливо и обратное утверждение - горожане меняют новым содержанием городские пространства.

Елизавета Фокина:

Культура участвует во всех сферах жизни города и формирует пространство жизни каждого человека. И мы призываем жителей города делать культуру вместе с нами.

Петр Мансилья-Круз:

Общее пространство для неконфликтного и продуктивного разговора о культуре очень нужно.

Борис Куприянов:

Образ города формируют не дома, а его атмосфера, городская жизнь, которую мы называем культурой. Мы все воспринимаем культуру как возможность роста – духовного, образовательного, творческого. Библиотеки, музеи, театры и другие учреждения культуры помогают нам реализовать эти потребности.

Елена Зеленцова:

Международный форум «Культура. Взгляд в будущее» – это возможность посмотреть на главные направления в сфере городской культуры, собранные на одной площадке.

Анна Немзер:

Город как территория для возделывания, как зона применения новых культурных практик, освоения новых культурных кодов; и чем больше город - тем сложнее и интереснее эксперимент. За течением этого эксперимента горожанин наблюдает всю жизнь.

Леонид Агрон:

Сейчас сфера культуры привлекает все больше внимания и занимает все больше места в жизни горожан. Наблюдать за этим процессом, изучать его и оценивать - крайне важно. Для посетителей Форум дает прекрасную возможность увидеть сразу в одном месте все, что произошло за последние несколько лет в области московской культуры.

Марина Люльчук:

Городская культура – это не что-то незыблемое и неизменное. Напротив, это то, что находится в постоянном движении, и в наших руках влиять на эти изменения. Музеи, библиотеки, парки должны формировать и воспитывать культуру отдыха как у детей, так и у взрослых.

Мария Привалова:

Культура - это система возможностей. Важно, чтобы каждый горожанин мог найти культурное предложение для себя, чтобы во всех частях города находились живые очаги культуры, учитывались интересы всех социальных групп, развивалась работа с местными сообществами.

Мария Фадеева:

Сегодня культура – это «спасательный круг» города: именно она сохраняет его целостность, дает жителю возможность реализовать себя в качестве горожанина. Будучи агентом быстрых изменений, этот «софт», способный наполнить жизнью даже самые странные и непонятные места, подпитывает надежды в ожидании физических трансформаций города, всегда затратных и неторопливых.

Андрей Лапшин:

Москва – лидер изменений во всех аспектах, в том числе в культурной жизни. Театры, музеи, выставки, фестивали – вся городская среда стремительно меняется, идя в ногу с лучшими мировыми тенденциями. В сфере культуры стало больше творческой молодежи, нестандартных взглядов и подходов, власти города открыты для нового и готовы к экспериментам.

Елена Тупысева:

Невербальный театр находится в постоянном развитии и поиске и является катализатором инновационных процессов в театральной сфере. Без современного танца, цирка, перформанса уже трудно представить культурный ландшафт современного мегаполиса.

Елена Мельвиль:

Если понимать культуру максимально широко – как деятельность, создающую смыслы и ценности, как взаимоотношения между людьми, возникающими в процессе этой деятельности, – то культура становится основой модернизационных общественных процессов и ключевым элементом современной экономики города.

Виктор Рыжаков:

Культура в нашем городе вышла за пределы государственных учреждений, и участвует в изменении городской среды. Уличные фестивали, спектакли, выставки, концерты классической музыки в парках и скверах – все это чрезвычайно важно. В культуру вовлекаются горожане, обделенные ею в силу самых разных жизненных обстоятельств – имущественных, образовательных и т.д.

Кирилл Серебренников:

Сейчас очень важно рассмотреть театр как градообразующее предприятие и показать, каково его значение, в том числе для экономики. Изменения, происходящие в последние годы в сфере театра, хорошо прослеживаются на примере «Гоголь-центра», который за пару сезонов превратился в совершенно новую самостоятельную культурную единицу.

Александр Архангельский:

Московский культурный форум станет пограничным событием: он, с одной стороны, будет рассматривать проблемы функционирования именно локальной городской культуры, с другой стороны, будет действовать как минимум в масштабах страны, а скорее всего, в масштабах Европы.





Татьяна Гафар:

Культура пронизывает всю нашу жизнь, даже если мы в суете дел не отдаем себе в этом отчета. Все, что создано человеком, а не природой, есть факт культуры. Но чаще всего человек относится к культуре как к неким учреждениям, посещение которых требует особого настроя и серьезной подготовки.

Михаил Хохлов :

Вопросы образования и культуры являются основополагающими на сегодняшний день. Без понимания того, что культура – это составляющая часть образования, продвинуться вперед нашей стране будет чрезвычайно трудно. Нам нужно предпринимать кардинальные меры, чтобы вся система образования повернулась лицом к культуре.

Георгий Никич:

Культура участия – будущее культуры. Участие – одно из оснований жизни и развития культуры. Культура участия обеспечивает преемственность и обновление традиции, создает условия включения людей в творческую работу, способствует повышению уровня комфорта и разнообразия общественных и жилых пространств, формирует смыслы и образы идентичности в масштабах страны и региона, сообщества и семьи.



День 2. Театр будущего и новые русские меценаты



Прошел второй день Московского культурного форума и примечателен он был немалым количеством интересных дискуссий с неожиданными, конструктивными и позитивными выводами. Список гостей также приятно удивлял. 

Важным событием второго дня Московского культурного форума стала театральная дискуссия. Разговор собрал самых актуальных и радикальных театральных режиссеров нашего времени - поговорить о будущем театра собрались Константин Богомолов, Кама Гинкас, Дмитрий Волкострелов, Юрий Квятковский, худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев, директор Театра.doc Елена Гремина, польский театровед Катажина Осиньска и другие. В процессе дискуссии Кама Гинкас недвусмысленно намекнул, что театр - это в первую очередь площадка для творческих, а не политических упражнений: "Странно мне говорить о театре будущего, до которого я не доживу. Но у меня есть опасения: в советское время все считали нужным укусить советскую власть. Высказывания на злобу дня присущи любому театру. Но если он занимается только этим, то это неинтересно". Театровед Марина Давыдова напророчила театру развитие в неожиданной плоскости : «Театру все сложнее существовать внутри сцены коробки, обычного театрального помещения. Мне кажется, что театр будущего будет мигрировать в сторону современного искусства». Не обошлось и без неприятных моментов в обсуждении. По иронии судьбы буквально накануне дискуссии стало известно, что арендодатели помещения, в котором последние 12 лет располагался Театр.doc, расторгли договор. В чем причина этого инцидента - до сих пор до конца неизвестно, впрочем, Елена Гремина не унывает. "Даже если придется покинуть помещение, нас это не убьет ни в коем случае, даже если придется снять какой-то гараж», - сказала она.

Театральную тему продолжила творческая встреча с руководителем Электротеатра "Станиславский" Борисом Юханановым. Известный теоретик кино и театра, адепт "параллельного кинематографа", документалист совсем недавно стал директором обновленного театра им. Станиславского, чем немало удивил и озадачил многих своих коллег. Борис Юхананов ответил на вопросы театроведа Марины Давыдовой, рассказал о своей теории "театра полноты", возникшего из религиозной мистерии, а также поделился со зрителями из зала планами на новый театральный сезон. В частности, он рассказал, что первая премьера Электротеатра "драматическая феерия в трех вечерах" "Синяя птица" намечена на 13 февраля 2015 года. 

Еще одним крупным событием стал паблик-ток "Презумпция невиновности: почему государство не доверяет меценатам". Сергей Капков, российский предприниматель Максим Ноготков, владелец The Art Newspaper Russia Инна Баженова, совладелец холдинга «Промсвязькапитал», создатель Института русского реалистического искусства Алексей Ананьев и директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак вместе с ведущим разговора главным редактором журнала Forbes Эльмаром Муртазаевым обсудили роль частных инвесторов в развитии современной культуры и степень их надежности, а также необходимость принятия закона о меценатстве. Как выяснилось, этот закон уже прошел первое чтение в Госдуме. Суть его заключается в следующем: деятельность меценатов приравнивается к благотворительности, и, следовательно, наделяет их некоторыми налоговыми льготами. Сергей Капков, как представитель правительства, введение такого закона рьяно поддерживал: "Никто не верит в искренность предпринимателей, - говорил он - Закон как раз определит типологию этих людей – меценатов. Государство видит пропаганду в культуре - пропаганду гомосексуализма, педофилии, чего угодно, но не видит людей, которые помогают культуре».

Не совсем согласна с ним была Марина Лошак. По ее мнению, капитал в искусство должны привлекать не льготы, а искренний порыв: «Многие люди помогают своим родным городам, историческим родинам, ничего не требуя взамен. Просто потому, что любят это место и хотят, чтобы оно развивалось. Это сверхмотивация». Правда, прочие участники дискуссии не были столь же радужно настроены и сошлись во мнении, что важность личной инициативы трудно переоценить, однако без принятого закона это вряд ли будет работать. Алексей Ананьев так разъяснил ситуацию: «Даже те, кто готов предоставить свое помещение бесплатно для культурного учреждения, вынужден общаться с налоговыми органами. Ситуация доводится до абсурда».

Пожалуй, самые горячие споры возникли во время дискуссии на тему «Религия в культурном пространстве будущего». Участники разговора сошлись лишь в одном: все проблемы и недопонимания происходят от плохой информированности, необразованности и безкультурья. Муфтий Москвы и Центрального региона России Альбир Крганов призвал представителей других религий к сотрудничеству, мягко намекнув на недостаток образования у оппонентов: "Как вы думаете, праотец наш Адам, он был культурным человеком? Что возникло первым: религия или культура? Многие верующие считают, что Адам был культурным человеком. Перед нами есть проблемы культуры общения, межнационального, межрелигиозного формата, и многие не готовы к такому разговору, т.к. мы мало знаем друг о друге, о культуре других вероисповеданий. Давайте общаться и делать  правильные полезные проекты».  Его поддержала Наталья Самойленко, директор музея-заповедника “Царицыно”:  "Культура начинается тогда, когда появляются правила. Это сфера правил. Поддерживаю мысль о том, что подлинная культура связана с пониманием других людей, других цивилизаций, других религий. Людям не хватает элементарного образования, элементарной культуры, мы забываем о прошлом, и отсюда не видим будущего". Наконец, Михаил Абрамов, предприниматель, меценат, основатель Музея русской иконы также признал, что лишь новые знания позволили ему полностью оценить возможности великой российской культуры : «Когда я начинал разбираться в себе, я понял, что был бескультурным человеком, потому что не знал азов и основ наших культурных ценностей. Когда я стал в этом стал разбираться, то пришло понимание, что та культура, которую мы взяли от Византии, мало кому известна и понятна. Мы уникальная страна, где и культура, и религия имеет огромную историю". 

Затрагивались во время второго дня Форумы и остросоциальные вопросы. Так, важную тему обсудили участники дискуссии  "Старость не в радость: почему «третий возраст» в России оказался синонимом третьего сорта". Почему культурный досуг оказался недоступен пожилым людям и как сделать культурную среду города более "возрастной"? Об этом разговаривали социолог Московского института социально-культурных программ Иван Напреенко, заместитель руководителя исследовательского комитета Российского общества социологов «Старшее поколение» Гульнара Миннигалаева, президент Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирина Антонова и куратор театральных программ КЦ ЗИЛ Мария Крупник. Несмотря на печальный настрой собеседников, Ирина Антонова высказалась вполне позитивно. По ее словам, проблема не в недоступности культурного досуга, а в недопонятости смысла искусства: «Нужно дать людям понять, что есть подлинное искусство, а что одноразовое», – сказала Антонова.

Культурная жизнь кипит не только в пределах Садового кольца - именно к такому выводу пришли участники круглого стола «Децентрализация: мотивация и эффективность». Обсуждалась, в частности, успешная деятельность и способность к выживанию культурных центров, расположенных в разных районах Москвы. Директор Дома культуры «ЗИЛ» Елена Мельвиль рассказала, как непросто было заманить посетителей к себе на площадку: «Наш ДК воспринимался как тундра, ехать туда никто не хотел, хотя мы всего в трех станциях метро от Большого театра». Также она рассказала, что, после успеха ДК ЗИЛ правительство выделило 290 миллионов рублей на развитие еще шести культурных центров, расположенных на окраинах, вплоть до Чертаново и Бирюлево. Однако не всем доступны подобные бюджеты. "Царицыно", например, приходится искать способы заработка, ведь вход в парк бесплатный, а в сам музей доходит всего 12 процентов посетителей. «Мы должны предложить новый язык общения с посетителями для того, чтобы к нам приходили не только люди, живущие по соседству, но и приезжали из других округов Москвы, из центра» - поделилась директор "Царицыно" Наталья Самойленко. Самостоятельно зарабатывать пытается и лондонский центр искусств Barbican, расположенный далеко за пределами Садового. Директор по развитию и взаимодействию с аудиторией Barbican Леонора Томпсон рассказала, что зарабатывает центр за счет обучения, маркетинга и проходящих на его территории перформансов.

Схожая тема обсуждалась во время разговора "Сокровища промзон". Говорили о том, как сделать привлекательной культурно-ориентированной территорией места, где располагались крупные производства. ДК Зил, опять же, фигурировал как пример исключительно удачного культурного предприятия. Интересную историю вспомнил и зарубежный гость, основатель агентства Creative Cities Эверт Верхаген. Он рассказал о личном опыте превращения в парк старой промышленной зоны в германском регионе Рур, а также обнадежил российских коллег: «Любой проект очень сложен, не все и не всегда понимают, как это окупится. Проекты начинаются с людей, которые их инициируют. Когда у вас есть  инициатива и программа, вы обращаетесь к городу. Не бойтесь разговаривать с девелоперами, как правило, развитие промзон их не очень интересует».

Еще дальше от центра Москвы в своем обсуждении ушли участники дискуссии "Россия сильна провинцией".  Президент Союза малых городов России Евгений Марков, директор Приморского музея им. Арсеньева Виктор Шалай и министр искусства и культурной политики Ульяновской области Татьяна Ившина обсудили культурную политику в регионах. Основной упор делался на самобытность и самостоятельность культурных региональных единиц. Регионам вовсе необязательно равняться на избалованную ресурсами Москву - к такому выводу пришли некоторые из собеседников. «Не умаляя достоинств столицы, где есть эксперты и инновации, стоит отметить, что с деньгами умеет работать каждый, а попробуйте работать без денег. Москве есть смысл убрать снобизм и тоже поучиться» - сказала Татьяна Ившина. Ей вторил Евгений Марков: "В то время как в столице сформировалась рыночная система отношений, провинция задержалась на прежних позициях. Наша страна может реально сопоставить, как развивалась культура в советский период, когда деньги не были главным ориентиром, и сейчас, в условиях рыночных, когда смыслом жизни становится прибыль. Может, расцвет культуры в провинции связан с тем, что рыночная система не возобладала». 

Среди прочих событий второго дня Форума стоит особо выделить подписание соглашения о намерениях между комиссаром Московской биеннале современного искусства Иосифом Бакштейном и директором объединения «Выставочные залы Москвы» Елизаветой Фокиной. Согласно этому документу объединение "Выставочные залы Москвы" отдает все свои площадки под 6-ю Московскую биеннале. «Мы уже начали продумывать совместный план того, как могут быть использованы выставочные возможности. В ближайшее время мы начнем формировать список кураторов и художников» - прокомментировал это событие Иосиф Бакштейн.