Сергей Собянин:

Задача властей – обеспечить качество, разнообразие и доступность культурных ценностей и сервисов. Столичные учреждения культуры предоставляют новые и интересные возможности для личного развития и творческой самореализации граждан.

Сергей Капков:

«Культура меняет нас» – это не просто слоган рекламной кампании Года культуры в Москве, это убеждение, проверенное годами. Синонимами слова «культура» всегда были слова «образованность», «просвещение», «разум».

Елена Гонсалес:

Городская культура и культура города - понятия, неразрывно связанные. Физическое измерение города - дома, улицы, площади и набережные сохраняют его историю и создают ту атмосферу, в которой разворачиваются сложные отношения его обитателей. Но справедливо и обратное утверждение - горожане меняют новым содержанием городские пространства.

Елизавета Фокина:

Культура участвует во всех сферах жизни города и формирует пространство жизни каждого человека. И мы призываем жителей города делать культуру вместе с нами.

Петр Мансилья-Круз:

Общее пространство для неконфликтного и продуктивного разговора о культуре очень нужно.

Борис Куприянов:

Образ города формируют не дома, а его атмосфера, городская жизнь, которую мы называем культурой. Мы все воспринимаем культуру как возможность роста – духовного, образовательного, творческого. Библиотеки, музеи, театры и другие учреждения культуры помогают нам реализовать эти потребности.

Елена Зеленцова:

Международный форум «Культура. Взгляд в будущее» – это возможность посмотреть на главные направления в сфере городской культуры, собранные на одной площадке.

Анна Немзер:

Город как территория для возделывания, как зона применения новых культурных практик, освоения новых культурных кодов; и чем больше город - тем сложнее и интереснее эксперимент. За течением этого эксперимента горожанин наблюдает всю жизнь.

Леонид Агрон:

Сейчас сфера культуры привлекает все больше внимания и занимает все больше места в жизни горожан. Наблюдать за этим процессом, изучать его и оценивать - крайне важно. Для посетителей Форум дает прекрасную возможность увидеть сразу в одном месте все, что произошло за последние несколько лет в области московской культуры.

Марина Люльчук:

Городская культура – это не что-то незыблемое и неизменное. Напротив, это то, что находится в постоянном движении, и в наших руках влиять на эти изменения. Музеи, библиотеки, парки должны формировать и воспитывать культуру отдыха как у детей, так и у взрослых.

Мария Привалова:

Культура - это система возможностей. Важно, чтобы каждый горожанин мог найти культурное предложение для себя, чтобы во всех частях города находились живые очаги культуры, учитывались интересы всех социальных групп, развивалась работа с местными сообществами.

Мария Фадеева:

Сегодня культура – это «спасательный круг» города: именно она сохраняет его целостность, дает жителю возможность реализовать себя в качестве горожанина. Будучи агентом быстрых изменений, этот «софт», способный наполнить жизнью даже самые странные и непонятные места, подпитывает надежды в ожидании физических трансформаций города, всегда затратных и неторопливых.

Андрей Лапшин:

Москва – лидер изменений во всех аспектах, в том числе в культурной жизни. Театры, музеи, выставки, фестивали – вся городская среда стремительно меняется, идя в ногу с лучшими мировыми тенденциями. В сфере культуры стало больше творческой молодежи, нестандартных взглядов и подходов, власти города открыты для нового и готовы к экспериментам.

Елена Тупысева:

Невербальный театр находится в постоянном развитии и поиске и является катализатором инновационных процессов в театральной сфере. Без современного танца, цирка, перформанса уже трудно представить культурный ландшафт современного мегаполиса.

Елена Мельвиль:

Если понимать культуру максимально широко – как деятельность, создающую смыслы и ценности, как взаимоотношения между людьми, возникающими в процессе этой деятельности, – то культура становится основой модернизационных общественных процессов и ключевым элементом современной экономики города.

Виктор Рыжаков:

Культура в нашем городе вышла за пределы государственных учреждений, и участвует в изменении городской среды. Уличные фестивали, спектакли, выставки, концерты классической музыки в парках и скверах – все это чрезвычайно важно. В культуру вовлекаются горожане, обделенные ею в силу самых разных жизненных обстоятельств – имущественных, образовательных и т.д.

Кирилл Серебренников:

Сейчас очень важно рассмотреть театр как градообразующее предприятие и показать, каково его значение, в том числе для экономики. Изменения, происходящие в последние годы в сфере театра, хорошо прослеживаются на примере «Гоголь-центра», который за пару сезонов превратился в совершенно новую самостоятельную культурную единицу.

Александр Архангельский:

Московский культурный форум станет пограничным событием: он, с одной стороны, будет рассматривать проблемы функционирования именно локальной городской культуры, с другой стороны, будет действовать как минимум в масштабах страны, а скорее всего, в масштабах Европы.





Татьяна Гафар:

Культура пронизывает всю нашу жизнь, даже если мы в суете дел не отдаем себе в этом отчета. Все, что создано человеком, а не природой, есть факт культуры. Но чаще всего человек относится к культуре как к неким учреждениям, посещение которых требует особого настроя и серьезной подготовки.

Михаил Хохлов :

Вопросы образования и культуры являются основополагающими на сегодняшний день. Без понимания того, что культура – это составляющая часть образования, продвинуться вперед нашей стране будет чрезвычайно трудно. Нам нужно предпринимать кардинальные меры, чтобы вся система образования повернулась лицом к культуре.

Георгий Никич:

Культура участия – будущее культуры. Участие – одно из оснований жизни и развития культуры. Культура участия обеспечивает преемственность и обновление традиции, создает условия включения людей в творческую работу, способствует повышению уровня комфорта и разнообразия общественных и жилых пространств, формирует смыслы и образы идентичности в масштабах страны и региона, сообщества и семьи.



Человек и пароход: российская культура на волнах цензуры



На финальной дискуссии Московского форума культуры в Большом зале «Манежа» не было свободных мест. Список участников привлек и простых посетителей, и журналистов, с нетерпением ожидавших жаркого спора между Сергеем Капковым, режиссерами Никитой Михалковым, Борисом Хлебниковым, Борисом Юханановым, писательницей и телеведущей Татьяной Толстой, гендиректором Первого канала Константином Эрнстом, директором ММСИ Василием Церетели, бывшим генеральным продюсером телеканала 24DOC Верой Оболонкиной и главным редактором журнала Interview Аленой Долецкой (модератором всего мероприятия). Разговор прошел в форме ток-шоу на тему «Культура конфликта», в ходе которого участники обменялись мнениями о том, есть все-таки в России ограничение свобод.

Сергей Капков, к которому, как к представителю власти, были обращены основные вопросы и претензии, с самого начала заявил, что ощущает себя героем фильма Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» и вынужден вести диалог с зачастую противоборствующими лагерями. «Мы заявляем, что Москва – это город, в котором есть три принципа – они же стали девизом Форума: «Живи, работай, созидай»».  Мы максимально уважительно относимся к талантам, творчеству, культурным технологиям, максимально толерантны к личной позиции каждого».

Последнее утверждение сработало как красная тряпка на быка. Остальные участники засыпали руководителя Департамента культуры Москвы наболевшими вопросами. «Раз так толерантны, то почему закрыли Театр.doc?» – спросила Долецкая, вспомнив главную новость культурной жизни Москвы последних дней. Капков пообещал разобраться с ситуацией и помочь труппе.

В последовавших за этой репликой чиновника бурных аплодисментах не смог потонуть закономерный вопрос Татьяны Толстой, которую волновала история с закрытием ее передачи «Школа злословия». Не стесняясь в выражениях, Татьяна Никитична обвинила российскую власть в лицемерии – дескать, цензура запрещена законом, но тем не менее процветает.

«Нет цензуры? А куда она делась?» – возмущенно вопрошала писательница. -  Наоборот, она все больше увеличивается. Я 12 лет работала на телевидении и наблюдала, как вымываются проблемы и конфликты из нашей передачи. Существуют разные виды цензуры: например, вывести передачу в эфир в два часа ночи, а потом сказать, что нет рейтинга. А нет рейтинга – значит, можно убрать и поставить вместо развлекательное – «песни, пляски и мудями тряски»».
 
Произнесенное Толстой слово вызвало в зале взрыв смеха и аплодисментов – пришлось пояснять, что оно не попало в «санкционный» список, а потому может звучать и на экране, и со сцены. После этого разговор чудом не перешел на еще одну популярную на Форуме тему о запрете мата, тем более что присутствовавшим еще было, что сказать на тему цензуры.

Борис Хлебников, соглашаясь с Толстой, заявил, что цензура – это данность, и о ней надо говорить. «Нарастает потребительское отношение государства к продукту, которое оно хочет видеть. И зал на 30 человек (речь о Театре.doc – примечание автора) пугает государство, потому что напрямую работает с реальностью». Хлебников вспомнил также неосуществленный проект Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр» - фильм, на который, по решению Владимира Мединского, так и не были выделены деньги.

К разговору о кино и неосуществленных кинопроектах не мог не присоединиться Никита Михалков. «Есть Фонд кино, есть защита проекта, эксперты решают, сколько денег даст Фонд кино - это деньги государственные, - напомнил Никита Сергеевич. - Мое предложение – деньги давать только тогда, когда есть постановочный проект. Если проект неподготовленный – идите и подготовьтесь».

Михалков высказался и на тему цензуры – привел пример из собственной практики. Как рассказал режиссер, его фильм «Сибирский цирюльник» одним из первых увидел американский актер Кевин Костнер. «Он плакал, смеялся, обнял меня, - поделился Михалков подробностями. – А потом сказал, что мне нужно поменять, чтобы картина пошла в Америке. По мнению Костнера, американский солдат не может не знать Моцарта».

«Цензура есть в любом государстве, - включился в разговор Константин Эрнст. – Можно говорить только о степени цензуры и о том, вкусовая она или политическая».

«Цензура - это когда звонят и говорят убрать», - предложил свое определение термина Сергей Капков, уверивший собравшихся, что такого в России нет. – Увеличивается роль государства, появляется госзаказ, но он плохо сформулирован. Нужно отдать эти функции Минкультуры, например, Фонду кино или Мосфильму. Они будут ставить задачу и распределять деньги на детское, патриотическое, историческое кино и т.д.».

Упомянутые было кем-то из присутствующих «философские пароходы», на которых деятели искусства в скором времени покинут Россию, Сергей Капков назвал «страшилкой для художников». Алена Долецкая попыталась окончить встречу сессией вопросов из зала, но Никита Михалков, поднявшийся со своего места, дал понять, что дискуссия окончена. Народ же, по традиции, безмолвствовал.