Сергей Собянин:

Задача властей – обеспечить качество, разнообразие и доступность культурных ценностей и сервисов. Столичные учреждения культуры предоставляют новые и интересные возможности для личного развития и творческой самореализации граждан.

Сергей Капков:

«Культура меняет нас» – это не просто слоган рекламной кампании Года культуры в Москве, это убеждение, проверенное годами. Синонимами слова «культура» всегда были слова «образованность», «просвещение», «разум».

Елена Гонсалес:

Городская культура и культура города - понятия, неразрывно связанные. Физическое измерение города - дома, улицы, площади и набережные сохраняют его историю и создают ту атмосферу, в которой разворачиваются сложные отношения его обитателей. Но справедливо и обратное утверждение - горожане меняют новым содержанием городские пространства.

Елизавета Фокина:

Культура участвует во всех сферах жизни города и формирует пространство жизни каждого человека. И мы призываем жителей города делать культуру вместе с нами.

Петр Мансилья-Круз:

Общее пространство для неконфликтного и продуктивного разговора о культуре очень нужно.

Борис Куприянов:

Образ города формируют не дома, а его атмосфера, городская жизнь, которую мы называем культурой. Мы все воспринимаем культуру как возможность роста – духовного, образовательного, творческого. Библиотеки, музеи, театры и другие учреждения культуры помогают нам реализовать эти потребности.

Елена Зеленцова:

Международный форум «Культура. Взгляд в будущее» – это возможность посмотреть на главные направления в сфере городской культуры, собранные на одной площадке.

Анна Немзер:

Город как территория для возделывания, как зона применения новых культурных практик, освоения новых культурных кодов; и чем больше город - тем сложнее и интереснее эксперимент. За течением этого эксперимента горожанин наблюдает всю жизнь.

Леонид Агрон:

Сейчас сфера культуры привлекает все больше внимания и занимает все больше места в жизни горожан. Наблюдать за этим процессом, изучать его и оценивать - крайне важно. Для посетителей Форум дает прекрасную возможность увидеть сразу в одном месте все, что произошло за последние несколько лет в области московской культуры.

Марина Люльчук:

Городская культура – это не что-то незыблемое и неизменное. Напротив, это то, что находится в постоянном движении, и в наших руках влиять на эти изменения. Музеи, библиотеки, парки должны формировать и воспитывать культуру отдыха как у детей, так и у взрослых.

Мария Привалова:

Культура - это система возможностей. Важно, чтобы каждый горожанин мог найти культурное предложение для себя, чтобы во всех частях города находились живые очаги культуры, учитывались интересы всех социальных групп, развивалась работа с местными сообществами.

Мария Фадеева:

Сегодня культура – это «спасательный круг» города: именно она сохраняет его целостность, дает жителю возможность реализовать себя в качестве горожанина. Будучи агентом быстрых изменений, этот «софт», способный наполнить жизнью даже самые странные и непонятные места, подпитывает надежды в ожидании физических трансформаций города, всегда затратных и неторопливых.

Андрей Лапшин:

Москва – лидер изменений во всех аспектах, в том числе в культурной жизни. Театры, музеи, выставки, фестивали – вся городская среда стремительно меняется, идя в ногу с лучшими мировыми тенденциями. В сфере культуры стало больше творческой молодежи, нестандартных взглядов и подходов, власти города открыты для нового и готовы к экспериментам.

Елена Тупысева:

Невербальный театр находится в постоянном развитии и поиске и является катализатором инновационных процессов в театральной сфере. Без современного танца, цирка, перформанса уже трудно представить культурный ландшафт современного мегаполиса.

Елена Мельвиль:

Если понимать культуру максимально широко – как деятельность, создающую смыслы и ценности, как взаимоотношения между людьми, возникающими в процессе этой деятельности, – то культура становится основой модернизационных общественных процессов и ключевым элементом современной экономики города.

Виктор Рыжаков:

Культура в нашем городе вышла за пределы государственных учреждений, и участвует в изменении городской среды. Уличные фестивали, спектакли, выставки, концерты классической музыки в парках и скверах – все это чрезвычайно важно. В культуру вовлекаются горожане, обделенные ею в силу самых разных жизненных обстоятельств – имущественных, образовательных и т.д.

Кирилл Серебренников:

Сейчас очень важно рассмотреть театр как градообразующее предприятие и показать, каково его значение, в том числе для экономики. Изменения, происходящие в последние годы в сфере театра, хорошо прослеживаются на примере «Гоголь-центра», который за пару сезонов превратился в совершенно новую самостоятельную культурную единицу.

Александр Архангельский:

Московский культурный форум станет пограничным событием: он, с одной стороны, будет рассматривать проблемы функционирования именно локальной городской культуры, с другой стороны, будет действовать как минимум в масштабах страны, а скорее всего, в масштабах Европы.





Татьяна Гафар:

Культура пронизывает всю нашу жизнь, даже если мы в суете дел не отдаем себе в этом отчета. Все, что создано человеком, а не природой, есть факт культуры. Но чаще всего человек относится к культуре как к неким учреждениям, посещение которых требует особого настроя и серьезной подготовки.

Михаил Хохлов :

Вопросы образования и культуры являются основополагающими на сегодняшний день. Без понимания того, что культура – это составляющая часть образования, продвинуться вперед нашей стране будет чрезвычайно трудно. Нам нужно предпринимать кардинальные меры, чтобы вся система образования повернулась лицом к культуре.

Георгий Никич:

Культура участия – будущее культуры. Участие – одно из оснований жизни и развития культуры. Культура участия обеспечивает преемственность и обновление традиции, создает условия включения людей в творческую работу, способствует повышению уровня комфорта и разнообразия общественных и жилых пространств, формирует смыслы и образы идентичности в масштабах страны и региона, сообщества и семьи.



Большой разговор о театре: коробки, читки и больное общество



Одним из центральных событий второго дня Московского культурного форума стала дискуссия о будущем – и неизбежно настоящем и прошлом – российского театра. Режиссеры, руководители театров и театральные критики обсудили, каким может быть идеальное пространство, к какой форме стремится театр и какие опасности поджидают его на пути.

Почему вообще возникла необходимость такой беседы, пояснила ведущая встречи, театровед Марина Давыдова: «Мне кажется, что здоровое общество, помнит о прошлом, живет настоящим и думает о будущем. А больное общество помнит о прошлом, живет прошлым и думает о прошлом. Мы сейчас представляем как раз больное общество».

В разговоре, который прошел в Большом зале «Манежа», приняли участие режиссеры Константин Богомолов, Кама Гинкас, Дмитрий Волкострелов, Юрий Квятковский, худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев, худрук Электротеатра «Станиславский» Борис Юхананов, руководитель фестиваля «Реальный театр» Олег Лоевский, заместитель председателя СТД России Дмитрий Мозговой, директор Театра.doc Елена Гремина и польский театровед Катажина Осиньска.

О пространстве будущего

Марина Давыдова: «Театру все сложнее существовать внутри сцены коробки, обычного театрального помещения. Мне кажется, что театр будущего будет мигрировать в сторону современного искусства». 

Олег Лоевский: «Есть два направления: есть театр коробки, есть театр хорошего развлечения. Театр должен выйти из своего здания, должен искать новый сегмент».

Борис Юхананов: «Театру предстоит стать местом сборки, где смогут встретиться все виды искусства».

Кама Гинкас: «Можно выбрать любое пространство, даже бассейн. Это зависит от того, на каком языке говорит театр со зрителем».

О режиссуре будущего

Борис Юхананов: «В 90-е годы был нанесен ущерб профессии режиссера, а сейчас выяснилось, что без режиссера театр существовать не может. Режиссура рождается заново, это искусство, которое не может встретиться с рутиной. Ближайшее будущее театра зависит от режиссеров».

Константин Богомолов: «Режиссер определяет все. Он приходит в коробку и взрывает ее, это вопрос энергии и личностного воздействия».

Дмитрий Волкострелов: «В нашей стране есть замечательные труппы, которые могут существовать без художественного руководителя».

Кама Гинкас: «Необходимо учить режиссеров – жестко учить ремеслу. Когда научишь, можно говорить об искусстве. Потому что искусство – от слова искусно, то есть ловко».

 

О будущем Театра.doc

Елена Гремина: «Театр.doc не государственный театр, не коммерческая организация. Мы арендуем наш подвал уже 12 лет. Все это время мы платили каждый месяц деньги, а вчера узнали, что договор расторгнут и мы не можем его продлить».

По словам Греминой, есть две версии, почему это случилось. Первая связана с перепланировкой: пожарная служба потребовала от руководства сделать дополнительный выход, а потом коммунальные службы обвинили театр в незаконной перепланировке. При этом директор не исключает и вторую – конспирологическую версию: кому-то просто не угодил сам Театр.doc

«Даже если придется покинуть помещение, нас это не убьет ни в коем случае, даже если придется снять какой-то гараж», - резюмировала Гремина.

«В России произошло сращение идеи театра с помещением театра, - продолжила мысль Греминой Марина Давыдова.  - Так что, несмотря на эту печальную историю, если выяснится, что Театр.doc сможет существовать где-то еще, то это будет важным шагом».

 

Польский взгляд

Катажина Осиньска: «С точки зрения польских зрителей, русский театр сейчас переживает очень интересный период. Но когда происходит так много интересного, необходимо строго оценивать ситуацию. Так было во времена Станиславского и Мейерхольда, когда многие говорили о том, что все плохо».

 

Кама Гинкас о будущем театра и опасных театральных тенденциях

-      Странно мне говорить о театре будущего, до которого я не доживу. Но у меня есть опасения: в советское время все считали нужным укусить советскую власть. Высказывания на злобу дня присущи любому театру. Но если он занимается только этим, то это неинтересно.

-      Читка пьес – само это словосочетание вызывает аллергию. Наша цель – спектакль поставить, а не прочесть текст.

-     Не люблю определение «интеллектуальный театр». Театр должен излагать не просто мысли, а больные мысли, от которых у зрителя мороз по коже. Философия рождается от необходимости объяснить, почему общество болеет – для этого нужно, чтобы оно болело.

-       Если у зрителей в зале нет никаких эмоций, то такой театр не нужен. Мне не интересен визуальный театр: например, спектакли Роберта Уилсона – это двигающиеся картинки, которые не несут эмоционального смысла.

-       Неправильно, когда театр пытается занять чужое место (скажем, психотерапевта) и начинает лечить людей.