Сергей Собянин:

Задача властей – обеспечить качество, разнообразие и доступность культурных ценностей и сервисов. Столичные учреждения культуры предоставляют новые и интересные возможности для личного развития и творческой самореализации граждан.

Сергей Капков:

«Культура меняет нас» – это не просто слоган рекламной кампании Года культуры в Москве, это убеждение, проверенное годами. Синонимами слова «культура» всегда были слова «образованность», «просвещение», «разум».

Елена Гонсалес:

Городская культура и культура города - понятия, неразрывно связанные. Физическое измерение города - дома, улицы, площади и набережные сохраняют его историю и создают ту атмосферу, в которой разворачиваются сложные отношения его обитателей. Но справедливо и обратное утверждение - горожане меняют новым содержанием городские пространства.

Елизавета Фокина:

Культура участвует во всех сферах жизни города и формирует пространство жизни каждого человека. И мы призываем жителей города делать культуру вместе с нами.

Петр Мансилья-Круз:

Общее пространство для неконфликтного и продуктивного разговора о культуре очень нужно.

Борис Куприянов:

Образ города формируют не дома, а его атмосфера, городская жизнь, которую мы называем культурой. Мы все воспринимаем культуру как возможность роста – духовного, образовательного, творческого. Библиотеки, музеи, театры и другие учреждения культуры помогают нам реализовать эти потребности.

Елена Зеленцова:

Международный форум «Культура. Взгляд в будущее» – это возможность посмотреть на главные направления в сфере городской культуры, собранные на одной площадке.

Анна Немзер:

Город как территория для возделывания, как зона применения новых культурных практик, освоения новых культурных кодов; и чем больше город - тем сложнее и интереснее эксперимент. За течением этого эксперимента горожанин наблюдает всю жизнь.

Леонид Агрон:

Сейчас сфера культуры привлекает все больше внимания и занимает все больше места в жизни горожан. Наблюдать за этим процессом, изучать его и оценивать - крайне важно. Для посетителей Форум дает прекрасную возможность увидеть сразу в одном месте все, что произошло за последние несколько лет в области московской культуры.

Марина Люльчук:

Городская культура – это не что-то незыблемое и неизменное. Напротив, это то, что находится в постоянном движении, и в наших руках влиять на эти изменения. Музеи, библиотеки, парки должны формировать и воспитывать культуру отдыха как у детей, так и у взрослых.

Мария Привалова:

Культура - это система возможностей. Важно, чтобы каждый горожанин мог найти культурное предложение для себя, чтобы во всех частях города находились живые очаги культуры, учитывались интересы всех социальных групп, развивалась работа с местными сообществами.

Мария Фадеева:

Сегодня культура – это «спасательный круг» города: именно она сохраняет его целостность, дает жителю возможность реализовать себя в качестве горожанина. Будучи агентом быстрых изменений, этот «софт», способный наполнить жизнью даже самые странные и непонятные места, подпитывает надежды в ожидании физических трансформаций города, всегда затратных и неторопливых.

Андрей Лапшин:

Москва – лидер изменений во всех аспектах, в том числе в культурной жизни. Театры, музеи, выставки, фестивали – вся городская среда стремительно меняется, идя в ногу с лучшими мировыми тенденциями. В сфере культуры стало больше творческой молодежи, нестандартных взглядов и подходов, власти города открыты для нового и готовы к экспериментам.

Елена Тупысева:

Невербальный театр находится в постоянном развитии и поиске и является катализатором инновационных процессов в театральной сфере. Без современного танца, цирка, перформанса уже трудно представить культурный ландшафт современного мегаполиса.

Елена Мельвиль:

Если понимать культуру максимально широко – как деятельность, создающую смыслы и ценности, как взаимоотношения между людьми, возникающими в процессе этой деятельности, – то культура становится основой модернизационных общественных процессов и ключевым элементом современной экономики города.

Виктор Рыжаков:

Культура в нашем городе вышла за пределы государственных учреждений, и участвует в изменении городской среды. Уличные фестивали, спектакли, выставки, концерты классической музыки в парках и скверах – все это чрезвычайно важно. В культуру вовлекаются горожане, обделенные ею в силу самых разных жизненных обстоятельств – имущественных, образовательных и т.д.

Кирилл Серебренников:

Сейчас очень важно рассмотреть театр как градообразующее предприятие и показать, каково его значение, в том числе для экономики. Изменения, происходящие в последние годы в сфере театра, хорошо прослеживаются на примере «Гоголь-центра», который за пару сезонов превратился в совершенно новую самостоятельную культурную единицу.

Александр Архангельский:

Московский культурный форум станет пограничным событием: он, с одной стороны, будет рассматривать проблемы функционирования именно локальной городской культуры, с другой стороны, будет действовать как минимум в масштабах страны, а скорее всего, в масштабах Европы.





Татьяна Гафар:

Культура пронизывает всю нашу жизнь, даже если мы в суете дел не отдаем себе в этом отчета. Все, что создано человеком, а не природой, есть факт культуры. Но чаще всего человек относится к культуре как к неким учреждениям, посещение которых требует особого настроя и серьезной подготовки.

Михаил Хохлов :

Вопросы образования и культуры являются основополагающими на сегодняшний день. Без понимания того, что культура – это составляющая часть образования, продвинуться вперед нашей стране будет чрезвычайно трудно. Нам нужно предпринимать кардинальные меры, чтобы вся система образования повернулась лицом к культуре.

Георгий Никич:

Культура участия – будущее культуры. Участие – одно из оснований жизни и развития культуры. Культура участия обеспечивает преемственность и обновление традиции, создает условия включения людей в творческую работу, способствует повышению уровня комфорта и разнообразия общественных и жилых пространств, формирует смыслы и образы идентичности в масштабах страны и региона, сообщества и семьи.



День 3. Теории, практики и «Ночь в Манеже»

К третьему дню Московский культурный форум очевидно разогнался, а разговоры приобрели менее теоретический, зато более прикладной характер. Появилась возможность не просто порассуждать о будущем и тенденциях, но и получить практические советы, а также ответы на неудобные вопросы.  

Третий день Форума запомнился презентациями ярких проектов. Один из них, под названием «Литературная Москва», был презентован в зале «Идеи и проекты». Затеяли эту историю столичные музеи вместе с компанией Google, суть ее состоит в следующем: пространства литературных музеев Москвы оцифровали и на основе этих материалов создали виртуальные панорамные экскурсии, а также цифровые выставки, посвященные жизни и творчеству российских писателей и поэтов. В проекте участвуют Государственный музей А. С. Пушкина, Государственный музей В. В. Маяковского, Музей М. А. Булгакова, Государственный Литературный музей и прочие. 

На презентации проекта Сергей Капков заявил, что Департамент культуры постарается уделять все большее внимание развитию литературных проектов. «Год культуры плавно перейдет в Год литературы, и я уверен, что свои успехи мы сможем развить, - сказал он. – Речь идет о программе по модернизации московских библиотек, по развитию книжных магазинов, даже просто по изменению вывесок и стилистики московских объявлений, потому что для нас это тоже литература и русский язык. Книжные ярмарки, которые мы будем делать, смогут донести до всего мира, что Москва – это большой центр, где создается литература, где есть интерес к ней, где выходят книги в бумажном и электронном формате. И нам всегда важно услышать ваши предложения, как развивать русский язык и литературу, как заставить миллион школьников читать, писать, рифмовать и какие новые формы для этого есть». 

Вполне возможно, что не только школьникам и студентам удастся насладиться виртуальными экскурсиями. Согласно подписанному вчера соглашению между руководителем Общественного движения поддержки пожилых людей «В.Н.У.К.» Марией Разбаковой и директором Дома ветеранов сцены им. А.А. Яблочкиной при Департаменте социальной защиты населения города Москвы Львом Хазановичем научиться пользоваться компьютерами смогут и пожилые москвичи.  Сейчас в Доме ветеранов сцены им. Яблочкиной проживает более 70 человек, всю свою жизнь занимавшихся творческой работой и почти все они хотят уметь свободно заходить в интернет и пользоваться компьютером. Теперь в этом им помогут волонтеры движения «В.Н.У.К.».

Еще одно интересное соглашение о сотрудничестве подписали директор Учебно-методического центра развития образования в сфере культуры и искусства при Департаменте культуры города Москвы Екатерина Калачикова и директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов. Планируется формирование совместных программ, связанных с музыкой и современным искусством. Первым совместным проектом станет «Арт-эксперимент: 32 вопроса от Джона Кейджа»: дети из московских музыкальных школ сыграют концерты, состоящие из кавер-версий произведений популярных исполнителей: The Beatles, Queen etc. Cвой интерес к музыкальной сфере Антон Белов объяснил так: «Мы каждый год выбираем новую тематику. В этом и есть смысл нашей деятельности. Мы находим то, что нам интересно изучить, обработать. В этом году - музыка, в следующем году - другое направление. Таким образом мы расширяем знание о современном искусстве у москвичей и гостей столицы».

Изрядную долю третьего дня Форума заняли обсуждения архитектурных проектов. Так, в зале «Амфитеатр» обсуждали будущее дома Наркомфина, который находится сейчас в плачевном состоянии. Специально к этому обсуждению пятеро молодых архитекторов подготовили по проекту реконструкции. Проекты оценивали архитектурный критик, куратор Елена Гонсалес; доцент Московского архитектурного института (МАРХИ) Анна Броновицкая; архитектор, глава бюро Kleinewelt Architekten Николай Переслегин; генеральный директор ИГ «Коперник», занимающейся проектом восстановления дома Наркомфина, Александр Сенаторов. Особый интерес вызвал у экспертов проект под названием «План два», согласно которому Наркомфин остается жилым домом, дополненным разными удобными для людей пространствами - тут должен быть и коворкинг, и лекторий, и крыша, обустроенная для вечеринок, и бар и тенистый парк. «Каждый из пяти проектов интересен, но именно этот проект можно уже сейчас обсуждать и конкретизировать», - подвела итог архитектор Ирина Вербицкая.

Другим большим архитектурным проектом, обсуждавшимся в ходе третьего дня Форума, стала реорганизация территории завода ЗИЛ. В зале "Овал" прошлапрезентация проекта тотальной реконструкции ЗИЛа работы "Ни и ПИ Генплана МОсквы" и бюро "Проект Меганом". Согласно уже утвержденному мэром проекту на месте заброшенной промзоны ЗИЛа появятся жилые кварталы, пешеходные зоны, бассейны, гостиницы, прогулочная набережная и новые парки. Само собой, не обойдется и без культурных объектов: в план включено строительство музея науки, кукольного театра, концертного зала и академического театра. Окончание работ намечено на 2022 год. 

В зале «Горожанин» тем временем говорили о культурных правах граждан – понятии, которое, как выяснилось, нуждается в определении и осмыслении. В ходе разговора первый заместитель руководителя Департамента культуры Москвы Елена Зеленцова сравнила право на получение культурных благ с правом на получение всеобщего образования, но в вопросе культуры все оказалось не так очевидно. По мнению Зеленцовой, разговор о культурных правах назрел потому, что повысилась потребность людей творчески развиваться, а современная культура прежде всего – это форма самореализации. «Но нам придется определиться, каким способом будет осуществлено право на самореализацию, - отметила Елена Зеленцова, - проследовать по тому же пути, которым прошло в поисках способов образование, не получится». Главный редактор журнала «Искусство кино», член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ Даниил Дондурей назвал культурное право воздухом, «которым мы дышим, но никогда о нем не думаем». Эксперты также обсудили вопросы финансирования культуры – поддержку, по их мнению, нужно искать в бизнесе. А в финале сессии были объявлены результаты опроса, проведенного в рамках Форума. По его данным, большинство проголосовавших считает, что главное культурное право гражданина - это доступность.

Собственно, вся программа Форума, в особенности вечер третьего дня, культурное право на доступность полностью удовлетворила. Любой желающий мог свободно попасть в «Манеж» и послушать центральную дискуссию Форума - ток-шоу Сергея Капкова и Алены Долецкой на тему «Культура конфликта». Неинтересного разговора тут получиться не могло: в креслах героев сидели Никита Михалков, Константин Эрнст, Татьяна Толстая, Борис Хлебников, Василий Церетели, Вера Оболонкина и Сергей Капков. Последнему, как представителю власти, логично пришлось отбиваться от претензий. Не удержалась даже ведущая, объявив закрытый на днях Театр.doc жертвой государственной цензуры. Солидарен был и Борис Хлебников: «Нарастает потребительское отношение государства к продукту, которое оно хочет видеть. И зал на 30 человек пугает государство, потому что напрямую работает с реальностью». Внимательно всех выслушав, Сергей Капков сдержанно пообещал в ситуации разобраться. Но на этом тема цензуры себя не исчерпала. Дальше в бой ринулась Татьяна Толстая, обвинившая власть в лицемерии. «Нет цензуры? А куда она делась?» – возмущалась Толстая. - "Наоборот, она все больше увеличивается. Я 12 лет работала на телевидении и наблюдала, как вымываются проблемы и конфликты из нашей передачи. Существуют разные виды цензуры: например, вывести передачу в эфир в два часа ночи, а потом сказать, что нет рейтинга. А нет рейтинга – значит, можно убрать и поставить вместо развлекательное – "песни, пляски и мудями тряски"».

Довольно бурно прошло и обсуждение отечественного кинематографа. Никита Михалков предложил финансировать только те проекты, которые этого достойны. Критерий - тщательная подготовка проекта. «Есть Фонд кино, есть защита проекта, эксперты решают, сколько денег даст Фонд кино - это деньги государственные. Мое предложение – деньги давать только тогда, когда есть постановочный проект. Если проект неподготовленный – идите и подготовьтесь» - заявил кинорежиссер. Несогласен с ним оказался Борис Хлебников, который утверждал, что вопросы финансирования напрямую зависят от цензуры. В пример он привел неосуществленный проект Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр» - фильм, на который так и не были выделены деньги. Однако Сергей Капков и тут свел конфликт к минимуму: «Цензура - это когда звонят и говорят убрать, а у нас такого точно нет. Увеличивается роль государства, появляется госзаказ, но он плохо сформулирован. Нужно отдать эти функции Минкультуры, например, Фонду кино или Мосфильму. Они будут ставить задачу и распределять деньги на детское, патриотическое, историческое кино и т.д.» - пояснил он.

Сразу после ток-шоу стартовала эпическая «Ночь в Манеже». Пространство, где до этого проходили дискуссии и презентации, превратилось в огромную сцену для музыкальных и театральных коллективов. Сначала с джазовой программой выступил оркестр Игоря Бутмана, затем актеры Центра им. Мейерхольда показали музыкально-пластический отрывок из спектакля «Норманск». Следом свой перформанс показала труппа Likvid Teatr. Актеры, одетые в одинаковые серые офисные костюмы, исполнили 30-минутную танцевальную зарисовку под музыку Генделя и на тему ограничения внешней свободы и безграничности свободы внутренней. Кульминацией «Ночи в Манеже» стал концерт актеров «Гоголь-центра». Ученики Кирилла Серебренникова исполнили песни из своих спектаклей, а также кавер-версии известных композиций Виктора Цоя и положенные на музыку стихи Лермонтова, отметив таким образом 200-летие поэта. Участие в еще одном пластическом перформансе под названием «Low-tech. Театральные уличные работы» приняли профессиональные брейк-данс танцовщики. Их выступление проходило на площадке, огороженной знаками, предупреждающими о ремонтных работах, а сами они были одеты в узнаваемую оранжевую униформу. После полуночи на сцене Большого зала выступила инди-рок группа On-the-go, а в соседнем зале состоялся показ работ участников Московского международного фестиваля короткометражных фильмов «Дебютное кино». В течение всей Ночи для гостей работал маркет с фуд-кортом, библиотекой и книжным магазином, а также выставками фотографий и сувениров с городской символикой.